– Этот факс может привлечь внимание представителей средств массовой информации, Кейси. Особенно тех, которые не знают, до какой степени прогнила ОАВП. Скажем прямо – они нипочем не пожелают общаться с агентом по связям с печатью. Они захотят взять интервью у кого-нибудь из руководства. Эдгартон велел направлять их к тебе.

– Ко мне? – Нет уж, подумала Кейси. У меня и так дел по горло. – Бенсон будет только рад умыть руки.

– Гэл лично беседовал с ним. Бенсон сделает все, что в его силах.

– Это точно?

– И еще я подумал, – продолжал Мардер, – что нам следует подготовить подробное досье на N-22. Что-нибудь посерьезнее обычного трепа. Гэл предлагает тебе собрать убедительные данные, которые позволят опровергнуть инсинуации ОАВП – длительность ремонтных работ, точность соблюдения полетных графиков, свидетельства надежности машины и так далее.

– Хорошо. – Работа предстояла немалая, однако…

– Я сказал Гэлу, что ты очень занята и тебе придется потрудиться сверхурочно, – добавил Мардер. – Он согласился повысить твою ПК на два пункта.

Поощрительная компенсация, выплачиваемая из премиальных фондов компании, составляла изрядную долю доходов служащих. Повышение на два пункта сулило Кейси весьма ощутимую прибавку к жалованью.

– Так и быть, – согласилась она.

– Главная задача – дать достойный исчерпывающий ответ на этот выпад ОАВП, – сказал Мардер. – Гэл не хочет, чтобы мы ударили в грязь лицом. Могу я рассчитывать на твою помощь?

– Разумеется, – отозвалась Кейси.

– Отлично. – Мардер поднялся по лестнице и вошел в комнату.

* * *

Ричман уже был там. В спортивной куртке и галстуке он выглядел типичным выпускником колледжа. Мардер сразу взял быка за рога – размахивая факсом от ОАВП, он обрушился на инженеров с упреками:

– Надеюсь, вы уже знаете, в какую игру ОАВП решило сыграть с нами. Они выбрали самое удачное время, чтобы сорвать китайскую сделку. Но если вы читали это сообщение, то должны были заметить, что речь идет только о взрыве в Майами, о происшествии с Пятьсот сорок пятым не говорится ни слова. Во всяком случае, пока.

Кейси пыталась сосредоточиться, но ее мысли всецело занимала обещанная премия. Два пункта это значит… – она произвела расчеты в уме. Получалось, прибавка составит около двадцати процентов. Господи, изумилась она. Двадцать процентов! Она сможет отправить Эллисон в частную школу. И они смогут провести отпуск в каком-нибудь славном местечке, на Гавайях или вроде того. Они остановятся в дорогом отеле. А на следующий год переедут в более просторный дом с большим двором, Эллисон будет где резвиться, и…

Она почувствовала обращенные к ней взгляды присутствующих.

– Кейси? – произнес Мардер. – Что с ЦРПД? Когда мы получим запись?

– Прошу прощения, – сказала Кейси. – Сегодня утром я говорила с Робом. Восстановление синхронизации требует времени. Что-либо определенное можно будет сказать только завтра.

– Хорошо. Что с крыльями?

– Джон, это очень, очень трудная задача, – унылым монотонным голосом заговорил Доэрти. – Мы нашли дефектный фиксатор на втором от борта предкрылке. Деталь оказалась поддельной, и…

– Проверим во время летных испытаний, – перебил Мардер. – Что с гидравликой?

– Осмотр еще не завершен, но пока все системы функционируют нормально. Кабельная сеть в порядке.

– Когда закончите?

– Сегодня к концу первой смены.

– Электрооборудование?…

– Мы проверили все основные магистрали, – заговорил Рон. – До сих пор неисправностей не обнаружено. Полагаю, придется подвергнуть всю электросеть машины циклическому испытанию.

– Согласен. Нельзя ли организовать круглосуточные работы, чтобы сберечь время?

– Разумеется. – Рон пожал плечами. – Это влетит в копеечку, однако…

– Плевать на расходы. Что еще?

– Возникло одно забавное обстоятельство… – произнес Рон. – Регистратор сбоев показывает неполадки в цепи датчика приближения правого крыла. Пилоты могли получить ложный сигнал о выпуске предкрылка.

Именно об этом Кейси подумала вчера вечером. Она сделала пометку – расспросить Рона. А заодно и о линиях AUX.

Она вновь задумалась о своем. Эллисон пойдет в хорошую школу. Кейси представляла ее в маленьком классе, у доски по росту…

– Что с двигателями? – спросил Мардер.

– Остаются неясности с решеткой реверса, – ответил Кенни Бэрн. – Потребуется еще день.

– Продолжайте, пока не исключите решетку из списка причин происшествия. Авионика?

– Продолжаем работать, – отозвался Трунг.

– Что с автопилотом?

– Мы еще не добрались до него. Автопилот положено проверять последним, во время летных испытаний.

– Хорошо, – сказал Мардер. – Иными словами, возникла новая версия – неисправность датчика приближения. Проверьте сегодня же. Авионика, двигатели, полетные данные – работы продолжаются. У нас все?

Присутствующие закивали головами.

– Мне нужны ответы, – произнес Мардер, подняв над головой факс от ОАВП. – Это только вершина айсберга. Не вижу смысла напоминать вам, что случилось с ДС-10. Самый лучший лайнер своего времени, чудо инженерного искусства. Потом пара происшествий, неудачные кадры в выпуске новостей, и – бац! ДС-10 выбросили на помойку. На помойку. Так что я жду ответов на свои вопросы.

«Нортон Эйркрафт» 9:13 утра

Шагая рядом с Кейси к ангару номер 5, Ричман спросил:

– Кажется, Мардер не на шутку взволнован. Неужели он говорил всерьез?

– О ДС-10? Да. Его сняли с эксплуатации из-за одной-единственной катастрофы.

– Какой именно?

– В мае семьдесят девятого года ДС-10 компании «Америкен Эрлайнз» вылетел из Чикаго в Лос-Анджелес, – заговорила Кейси. – Хороший денек, прекрасная погода. Сразу после взлета отвалился левый двигатель. Самолет потерял скорость и рухнул рядом с аэропортом. Все, кто находился на борту, погибли. Страшная трагедия, все совершилось за тридцать секунд. Взлетающий лайнер снимали несколько человек, и эти кадры появились в вечернем выпуске новостей. Журналисты не жалели черных красок, называли ДС-10 летающим гробом. Транспортные агентства захлестнули звонки с требованиями вернуть деньги за билеты на ДС-10. С тех пор «Дугласу» не удалось продать ни одной такой машины.

– Почему отвалился двигатель?

– Из-за неправильного обслуживания, – ответила Кейси. – «Америкен Эрлайнз» нарушила инструкцию по демонтажу двигателя. «Дуглас» требовал сначала снимать двигатель, а уж потом – пилон, которым тот крепится к крылу. Однако ради экономии времени механики «Америкен Эрлайнз» снимали двигатель вместе с пилоном, а это лишние семь тонн металла. Во время демонтажа у автопогрузчика кончилось горючее, и он повредил пилон. Повреждение осталось незамеченным, и со временем двигатель отвалился. Причина тому – неправильная эксплуатация.

– Может быть, и так, – возразил Ричман, – но ведь самолет должен летать и с одним двигателем.

– Совершенно верно, – подтвердила Кейси. – ДС-10 рассчитан таким образом, чтобы уцелеть даже при такой аварии. Он соответствовал самым строгим требованиям безопасности. Если бы пилот удержал скорость, ничего не случилось бы. Самолет удалось бы посадить.

– Почему же не удалось?

– Потому что, как это всегда бывает, произошла цепочка событий, которая в конечном итоге привела к катастрофе, – объяснила Кейси. – В данном случае приборы капитана питались энергией от левой турбины. Как только двигатель отвалился, все они отключились, в том числе система аварийного оповещения и шейкер штурвала. Это специальное устройство, которое встряхивает штурвал, сигнализируя о падении скорости. Приборы второго пилота продолжали работать, но на его штурвале не было шейкера. На штурвале второго пилота его устанавливают по желанию покупателя, и «Америкен Эрлайнз» не стала его заказывать. А «Дуглас» не стал дублировать систему аварийного оповещения. Поэтому, когда ДС-10 начал терять скорость, второй пилот не сообразил, что нужно усилить тягу.

×
×