* * *

Когда у нас в гостях бабушка, Даша часто смотрит вместе с ней «взрослые» фильмы по телевизору. Бороться с этим, по разным причинам, трудно. Правда, я, тоже по разным причинам, не сильно и пытаюсь. Результаты этих просмотров, кажется, уже есть.

Дочка, в присутствии мамы и бабушки, объявила, что сегодня у нас праздник.

– Какой? – поинтересовалась бабушка.

– Я буду жениться.

– На ком?

– Да вот на папе!

Я подумал, что мне в этом разговоре делать нечего, и направился на кухню.

– Подожди, куда ты? – удивилась дочка. – Я же сказала, что мы будем жениться!

– Ну давай я тебя поцелую, и будем считать, что поженились.

– Нет, так не пойдёт!

– А как пойдёт?

– Сначала ты должен подарить мне цветы, потом мы должны потанцевать, потом мама с бабушкой подарят нам подарочки. А ты что ж думал: поцеловал – и уже поженились? Не-е-ет! Так это дело не делается!

Поэтому мы пошли в комнату, где есть музыка, наскоро потанцевали, вернулись за подарками, получили их и поцеловали друг друга. А цветы пошли в зачёт те, которые уже стояли на столе. Ведь я их только вчера принёс. И, оказалось, очень вовремя – а то пришлось бы бежать за ними в вечерний мороз. За окном было около минус тридцати!

* * *

Поздний вечер. Я уже в кровати, но Даша с мамой на кухне. Женя объясняет Даше, почему у неё мало времени для игр с дочкой. Причина – Настя, пятимесячная сестрёнка.

Беседа идёт тяжело. И тут Женя делает не очень верный ход:

– Я же и сама огорчаюсь, когда приходится бежать к Насте…

Ответ следует незамедлительно:

– А зачем тогда рожать детей, если они огорчают?!

Такая несерьёзная, на первый взгляд, тактическая неточность загнала маму, говоря шахматным языком, в цугцванг – ходить ей было некуда.

* * *

Только открыл дверь, Даша сообщила, что уже в субботу приезжает Лена, её крестная. Я сделал вид, что удивился:

– А зачем?

– Как зачем! Меня будет воспитать…

Неужели дочка уже сама догадывается, что в её воспитании иногда явно не хватает строгости? А у Лены не забалуешь…

* * *

Оказалось, что из всех девочек, посещающих бассейн в детском саду, только у Даши нет закрытого купальника. Не откладывая, идём с ней в магазин. Любезные продавщицы предлагают нам на выбор два: розовый с нечётким рисунком и бирюзовый с яркими вишенками на груди. Предлагаю дочке выбрать самой, заметив, что уже знаю, какой выбрал бы я. Думала она недолго и выбрала с вишенками.

Когда вышли на улицу, поинтересовался, почему она приняла такое решение.

– А на мою красоту розовый будет некрасиво!

Исчерпывающе понятно.

* * *

Попросил Дашу принести понадобившуюся вещь из дальней комнаты. Принесла. Пора относить. Смотрит на меня:

– Может, ты отнесёшь? А то чего мне лишний раз ходить? Да и была я уже там…

Я отнёс. Уважаю логику. Особенно в женских рассуждениях.

* * *

– Даша, почему опять не убраны игрушки?

– Я хотела убрать, но никто так и не убрал!

Не сразу и сообразишь, как реагировать.

* * *

По ТВ в который раз демонстрируется известный уже многим поколениям детей фильм «Приключения Электроника».

Даше не очень понятен его сюжет. Женя, пока безуспешно, пытается объяснить, что у школьника Сыроежкина есть двойник – робот Электроник и они неразличимо похожи. В окончательный тупик Женю ставит очередной дочкин вопрос:

– А как же они так быстро меняются одеждой?

Ещё одно подтверждение, что логику детского восприятия и мышления взрослому человеку понять ох как нелегко!

* * *

– Я не ела уже два часа. Даже похоже на три!

* * *

В последнее время Даша стала часто разъяснять непонятные мне, с её точки зрения, вопросы. Хотя мой интеллектуальный рейтинг у неё довольно высок. После очередного разъяснения уточняет:

– Ну, понял, в чём разница? Ты же у нас умный!

* * *

Такое впечатление, что Даша повзрослела за день.

Едем вечером в автобусе. Она встала коленками на сиденье и смотрит в окно. Я её придерживаю на случай резкого торможения.

– Папочка, не беспокойся за меня, я крепко держусь. Главное, смотри сам не упади!

Интонация очень естественная. Близсидящие пассажиры даже не улыбнулись. Возможно, не очень понимали наши с дочкой взаимоотношения. Ей пока четыре с половиной года.

* * *

Даша продолжает словообразовывать…

Давно пора ложиться спать, а на ковре разбросаны десятка четыре, а то и пять, цветных карандашей. Уже строгим голосом обращаю на это Дашино внимание.

– Папочка, а ты можешь помочь мне их убрать?

– Как помочь?

– Ты – хваток, я – хваток, потом снова ты…

Разумное, равноправное, справедливое, с её точки зрения, предложение – убрать-то надо быстро.

* * *

Умеет Даша убеждать. Вот пример.

– Папа, почему у тебя на столе так много сигарет? Хотя бы выноси их на балкон. Ведь Настя может случайно их покурить (а Насте как раз сегодня исполняется пять месяцев).

Теперь думаю, где же держать сигареты. На балконе-то пока сыро.

* * *

Не любит Даша играть одна, без взрослых. Но исключение – её многочисленные фигурки (Профессор, Богач, Принцесса, Снегурочка, Семак и т. д.). Сценарий игр – чистый экспромт. И повторов, кажется, не бывает.

На ковре в большой комнате развивается очередное действие. Прохожу мимо и слышу:

– А вы что, бабы, жалеете этого мужика с ружьём?!

Никаких догадок, даже мало-мальских, по поводу тайны этого сюжета не появилось у меня до сих пор. А дочку спросить не решился.

* * *

Сегодня Даша проснулась в хорошем настроении. И всё у неё с утра ладится: одеванье, умыванье, завтрак.

– Мамочка, я всё делаю по облакату!

Да, именно так – по облакату.

Пару месяцев назад Женя, в поисках рецептов правильных отношений с дочкой, прочитала в известной, популярной книжке на эту тему, что нередко эффективным средством для хорошего начала дня может быть плакат, который с помощью рисунков-иллюстраций напоминает ребёнку, что за чем надо делать.

Плакат они нарисовали вместе. Но само это слово («плакат») оказалось Даше незнакомым, да и вообще оно вроде бы иностранного происхождения. А может, и сразу услышалось дочке по-другому, в более приемлемом варианте. Короче, «плакат» превратился в «облакат». Мне почему-то понравилось, и мы с Женей решили: пусть так и будет пока. А потом разберёмся.

Кстати, и сами к «облакату» уже привыкли.

* * *

Даша высказала свою точку зрения о семейной иерархии умельцев.

На одну из её просьб я ответил, что не умею этого делать. Реакция была такой:

– Как не умеешь? Ты же папа! И должен учить маму, а мама – меня! А как же иначе-то?

Дочкины убеждённость и эмоциональность показывали, что она безусловно права.

* * *

Объясняю это Дашиной зарождающейся симпатией к исконно русским именам-отчествам.

На экране телевизора – теннис. Я поясняю:

– В белой майке – Михаил Южный.

– Значит, я могу его называть просто Михаил Иванович?

Как отчество Южного, пока не узнавал.

* * *

Даша приучает нас к вечерним домашним концертам, поскольку в хореографической студии уже разучила несколько танцев. Последний из них щедро наделён прихлопываниями с наклонами влево-вправо. Сегодня – премьерный показ. Даша волнуется, беспокоится, чтобы мы вовремя заняли места. Напомнила мне, что до начала осталось три минуты, и предупредила:

– Смотри не опаздывай! А я побежала готовить ладошки!

Раз так, придётся не опаздывать.

×
×