На гербе герцога Аргилла, старейшины рода Кэмпбеллов, изображено судно, которое в геральдике описывается как «лимфад или старинная галера со свернутыми парусами, красными флагами и флажками и черными движущимися веслами». В момент смерти старшего в роду Кэмпбеллов это судно всегда появляется в Лох-Фин у Инверарай, в Шотландии. В «Книге привидений» лорд Галифакс пишет, что герцог Аргилл рассказывал ему, как в 1913 г. сразу после смерти его отца, лорда Арчибалда Кэмпбелла, на Лох-Фин показалась галера с командой из трех человек, которая подошла к берегу и далее проследовала как обычно над землей к святилищу св. Колумбы. Любопытная подробность — на этот раз ее видели не только местные жители, но и приезжий англичанин, который с удивлением воскликнул: «Посмотрите на это странное воздушное судно!»

Аналогичный случай, о котором первой сообщила сиднейская газета «Сангеральд», произошел 26 июня 1959 г. в Новой Гвинее. Он представляет особый интерес, поскольку, во-первых, очевидцами видения оказались многочисленные свидетели, чья беспристрастность не вызывает сомнений (отец Дж. Гилл, а также члены и персонал миссии англиканской церкви на Папуа), и, во-вторых, он является еще одним современным точно документированным примером явления, которое так часто упоминалось в старинных летописях и фольклоре. У корабля, зависшего над зданием миссии, был круглый корпус и надстройка, напоминавшая «мостик судна». На борту находилась команда из четырех человек, которые стояли, облокотившись на леер; когда отец Дж. Гилл и его братия помахали им рукой, те ответили им.

«Великий перелет воздушных кораблей 1897 года» — так теперь называют одно из явлений, которые никто не мог объяснить. Связанные с этим «перелетом» события представляются настолько странными, что в них трудно поверить. Однако, если мы с доверием относимся к историческим документам, то нам следует доверять и многочисленным современным свидетельствам событий, во время которых в течение XIX в., и в особенности его последнего десятилетия, небо над Северной Америкой буквально кишело разнообразными «неопознанными» воздушными судами.

В книге Чарлза Форта «Новые земли» делается первая попытка обобщить многочисленные не связанные между собой сообщения о странных огнях и воздушных судах, появлявшихся в 1896–1897 гг. Форт первый выдвинул сенсационное предположение, что это явление связано с прибытием на землю пришельцев из другого мира. Апрель 1897 г. был «звездным часом» «перелета». Из всех районов Америки приходили сообщения о появлении воздушных судов, причем большинство поступало со Среднего Запада и штата Техас. Крылатое сигаровидное тело с ярко освещенным разноцветными огнями куполом или надстройкой пролетело над штатами Айова, Мичиган, Вашингтон и другими. Тысячи людей наблюдали его над Чикаго. Появлялись абсурдные, но тем не менее документированные сообщения о приземлениях таких кораблей, о встречах с их обитателями, внешность которых варьировалась от карликов с восточными лицами до высоких бородатых белых людей; были сообщения о мистификациях, распространялись слухи об изобретателях таинственных воздушных кораблей. Хотя в то время не было ничего известно о полетах дирижаблей в Америке, 19 апреля 1897 г. газета «Даллас морнинг ньюс» сообщила о катастрофе воздушного судна в Ауроре, штат Техас, причем было сделано интересное заявление, что погибший пилот был инопланетянином и что «офицер войск связи США Д. Т. Уимс, находившийся на службе в данной местности и являвшийся специалистом в области астрономии, считал, что погибший был марсианином». В Ауроре еще живы старики, которые помнят об этой катастрофе. Местные жители решительно воспротивились предложению вскрыть могилу и исследовать «марсианина».

Из всех газетных сообщений 1897 г. о воздушных судах самой поразительной является корреспонденция, опубликованная 28 апреля в газете «Хьюстон дэйли пост»:

«26 апреля, Меркал, штат Техас. Вчера вечером несколько человек, возвращавшихся из церкви, заметили массивный предмет с привязанным к нему канатом, который волочился по земле. Они шли за ним, пока на переезде он не зацепился за рельс. Посмотрев наверх, они увидели нечто, что по их предположению было воздушным судном. Поскольку оно находилось довольно высоко, было трудно определить его размеры. Из нескольких иллюминаторов били лучи света, а один яркий луч светил спереди, как головной прожектор локомотива. Минут через десять по канату начал спускаться человек, который оказался достаточно близко, чтобы можно было рассмотреть его внешность. На его тщедушном теле был легкий голубой костюм моряка. Увидев, что подле якоря находились люди, он остановился, перерезал под собой канат и уплыл вместе с кораблем на северо-запад. Якорь теперь выставлен на всеобщее обозрение в кузнице Эллиота и Миллера и привлекает внимание сотен людей».

Другой дотошный исследователь «перелетов воздушных судов» — Лорен Э. Гросс в своей работе «Чарлз Форт и фортеанское общество» (1976 г.) предлагает рассмотреть случаи в Ауроре и Меркале с учетом популярных в то время представлений. Как подчеркивает Гросс, это было то самое время, когда пресса уделяла огромное внимание Персивалу Лоэуллу, который наблюдал за Марсом через установленный на горе около Флэгстафа, штат Аризона, телескоп, что вызвало огромный интерес среди астрономов-любителей. Другим фактором, который, видимо, сыграл свою роль, была публикация весной того же года в журнале «Космополитен» романа «Война миров» Г. Уэллса, и поэтому неудивительно, что в то время ходило много разговоров о «марсианах». 7 марта 1897 г. в штате Юта газета «Солт-Лейк трибюн» опубликовала статью под заголовком «Море над облаками — необыкновенный предрассудок, получивший когда-то распространение в Англии» (о появлении «облачных кораблей»).

Обращает на себя внимание тот факт, что по меньшей мере за двенадцать дней до случая в Меркале в другом штате другая газета опубликовала рассказ о том, как задолго до того у другого «воздушного судна» также «застрял якорь». Этот случай, происшедший в Бристоле, был описан в начале XIII в. в манускрипте «Императорский досуг» (автор — Гервас из Тильбури). Выходившие из храма после мессы прихожане услышали крик и увидели наверху «облачный корабль», который зацепился якорем за могильный камень. Небесный матрос спустился по канату, чтобы освободить якорь, но был схвачен людьми и «утонул» в плотной для него земной атмосфере. Команда корабля обрубила канат и уплыла. Этой истории предшествовал другой случай. В марте 1958 г. журнал «Фэйт» опубликовал перевод из другого манускрипта XIII в. — североирландского «Королевского зерцала», в котором говорилось, что в 956 г. якорь воздушного корабля зацепился за портик церкви св. Кинара в районе Клоэра. С судна по канату спустился матрос, однако на этот раз епископ запретил прихожанам задерживать его, и он уплыл невредимый вместе с остальными членами команды, оставив якорь на память.

Призрачные небесные армии и сражения

Воины-призраки, марширующие в боевых порядках над землей или по небу — разве не интересно было бы найти объяснение такому зрелищу? Оно было найдено еще в те отдаленные времена, когда мифология играла активную роль в жизни людей. Народам, населявшим тогда север Европы, было хорошо известно, что иногда можно было видеть, как боги и герои Вальхаллы сражаются в небе. В Бретани ни один крестьянин не удивился бы при виде короля Артура[29] и его свиты, скачущих по небу на битву или преследовавших кого-либо. В те времена местные сказания и легенды, по-видимому, служили достаточным объяснением призрачных армий на небе. По мере того как мифы утрачивали свое значение, возникали новые версии. Факт появления войск на небе интерпретировался как призрак отгремевшего или предзнаменование грядущего сражения; мираж воинов, находящихся где-либо в другом месте; следствие второго зрения; метеорологическая аномалия, психологическая проекция или военные учения внеземных существ. Авторам представляется, что в каждой из вышеназванных версий, возможно, есть доля истины, однако они предпочитают следовать своей принципиальной линии и рассматривать только сами явления, оставляя вопрос об их возможных причинах в стороне.

×
×