Получив это послание, Карнарвон не на шутку встревожился. Он тотчас же отправился к ясновидящей Вельме. Она изучила его ладонь и заявила, что видит «возможность его преждевременной смерти» при обстоятельствах, связанных с вмешательством сверхъестественных сил. Через несколько недель лорд Карнарвон вновь посетил гадалку; на этот раз, гласил ее вердикт, его ладонь выглядит даже хуже, чем во время предыдущего посещения. На этом основании лорд Карнарвон даже решил отменить экспедицию в Египет. Однако к тому времени приготовления зашли уже слишком далеко, и он мужественно решился — это его собственные слова — «бросить вызов темным силам веков».

Чарлз Форт с характерной для него непоследовательностью ограничился в своих комментариях по делу Карнарвона лишь цитатой из лондонских газет того времени («Дейли мейл» от 12 апреля 1923 г. и «Дейли ньюс» от 13 апреля): «В имении лорда Карнарвона возле Ньюбери, Хемпшир, часто видели дикого голого человека, которого так и не могли поймать. Впервые его заметили во владениях лорда 17 марта. И именно 17 марта лорд заболел. Умер же он 5 апреля, и с 5 апреля дикого человека из Ньюбери и след простыл».

Еще один из диких людей — на сей раз уроженец Оркнейских островов — явился предвестником трагедии в доме местного фермера. Его зять гарантирует точность описания этого случая, вошедшего в книгу «Старые предания Оркнейских, Шетлендских островов, Кейснесса и Сазерленда» (1911 г.). Фермер занимался раскопками старого большого кургана на своем участке. Неожиданно перед ним предстал дикарь, старый человек с седыми волосами, «хранитель» кургана. Одет он был «в изодранное серое платье, латаное-перелатаное, в руках он держал старую шляпу, а на ногах у него были ботинки из лошадиной или коровьей кожи, обмотанные ремешками». «Видение» предупредило фермера, что, если он вздумает продолжать раскопки, ему несдобровать: он потеряет шесть коров и в его доме будет шесть похорон. Так оно и случилось. Шесть коров пали одна за другой, а в доме фермера одна за другой последовали шесть смертей. Автор этого описания присутствовал на четвертых похоронах, и именно там ему и рассказали обо всей этой истории.

Смерть девушки связана с легендой о проклятии

Мисс Эвалин Маклин, сонаследница бриллианта Хоупа, над которым тяготеет проклятие, была обнаружена мертвой прошлой ночью в своем доме в пригороде Далласа, Техас. Вскрытие не показало никаких следов насилия, которое могло бы вызвать смерть девушки. Предполагается сделать анализ содержимого желудка.

Соседи взломали двери после того, как в течение нескольких дней кряду в доме не видно было никаких признаков жизни. На кровати, одетая в голубые джинсы и свитер, лежала мертвая девушка.

Двадцатипятилетняя мисс Маклин жила одна, незаметно и скромно. Она являлась внучкой миссис Эвалин Уолш Маклин, владелицы бриллианта, за который шестьдесят лет назад та уплатила 40 тысяч долларов (тогда 8 тысяч фунтов стерлингов).

В 1947 г., перед самой смертью, она завещала бриллиант Хоупа своим шестерым внучкам. Бриллиант был куплен в 1949 г. посредником, который передал его Смитсоновскому институту в Вашингтоне. Внучкам ни разу не разрешили к нему даже прикоснуться.

Бриллиант Хоупа впервые появился в Лондоне в 1812 г. Свое название он получил по имени лондонского банкира Генри Томаса Хоупа, который приобрел его в 1830 г. Говорили, что камень в 44,5 карата был извлечен изо лба индуистского идола и попал в руки французского путешественника, позднее разорванного на куски сворой бешеных собак.

Французский король Людовик XIV, как рассказывают, преподнес его мадам де Монтеспан в качестве знака своего расположения, которое она вскоре после этого утратила.

Людовик XVI, как гласит легенда, преподнес бриллиант Марии Антуанетте, и, когда в 1793 г. она была казнена вместе с королем, бриллиант исчез.

Что касается миссис Эвалин Уолш Маклин, то и она получила свою порцию несчастий: ее первый сын погиб в автомобильной катастрофе, муж закончил свои дни в психиатрической лечебнице, а дочь скончалась, приняв слишком большую дозу снотворного, в 1946 г.

Семья Хоупов после покупки бриллианта вступила, как говорили, в полосу неудач. Владельцами камня за шестнадцать лет до его приобретения миссис Маклин были Жак Коле (покончил жизнь самоубийством), князь Иван Канитовицкий (убит), султан Абдулла Хамид из Турции (свергнут с престола), а также его задушенная любовница и, наконец, Симон Монтаридес, чей экипаж упал в пропасть, когда лошади понесли. Погиб не только он сам, но и жена с ребенком. «Профессор Вальтер Эмери, британский египтолог, скончался в Каире от инсульта после того, как нашел статую древнеегипетского бога смерти.

Профессор Эмери проводил последние раскопки в храме древнего бога Имхотепа (бог медицины) в Саккаре возле Долины пирамид, когда его сразил удар.

Средне-восточное агентство новостей сообщило, что профессор как раз обнаружил статую египетского бога смерти Осириса и занимался ею в тот момент, когда пал жертвой церебрального тромбоза.

Над осквернителями гробницы Тутанхамона, как считается, висит проклятие, и двадцать человек, связанных с этим, умерли неожиданно или загадочно».

Комментарий кандидата исторических наук С. Я. Серова

С давних времен священные места, предметы, просто клады воспринимались людьми как особенно опасные. По представлениям древних это объяснялось тем, что в них или рядом с ними обитают духи либо другие таинственные силы, которые могут наказать или даже убить того, кто вступил с ними в общение, не оградившись специальными магическими действиями и формулами, подобно жрецам, приобщавшимся к «таинствам» своей профессии. В других случаях причастные к «священному» предмету люди, желая оградить его от чужаков, налагали на него заклятия, призывая на голову покусившегося всевозможные кары.

Не ограничиваясь этим, во многих случаях прибегали и к материальным способам защиты. Так, в гробницах египетских фараонов формулы проклятий возможным грабителям повторялись из века в век, а вот ловушки для них были разнообразны: то плита в коридоре гробницы проваливалась под ногой и вторгшийся падал в глубокий колодец, то падали на грабителей большие камни, то выход засыпали обвалы… Чем явление значительнее, тем охотнее верят в возможный его вред, тем больше доверия к легендам, сплетням, даже несомненной лжи о бедствиях, постигших человека, как-то нарушившего покой заклятой, проклятой вещи.

Египет, да и вообще древние цивилизации Востока — благодатнейшее поле для подобных легенд. Молва считает, что создатели этих цивилизаций обладали таинственными силами, впоследствии утраченными. Конечно, любое явление, которое трудно понять, вроде способа транспортировки камней баальбекского храма или инкской крепости, гораздо проще объяснить результатом деятельности пришельцев из космоса, коллективной психической энергией и т. д., чем пытаться найти разгадку в собственной истории древних культур. Тем более что подобное объяснение, что называется, лежит на поверхности и не требует многотрудных изысканий.

Комментируемая глава входит в число подобных построений и домыслов вокруг странных случаев с древностями. Для любителя сенсации годится все: и легенда, и слух, и явная фальсификация. Рассмотрим материал этой главы по порядку изложения.

С древнейших времен похоронный культ был окружен таинственностью, связанные с ним предметы считались особенно опасными для людей. Все народы совершали при похоронах магические обряды, но особое развитие культ мертвых получил в Египте, что объясняется религиозными представлениями древних египтян. Они считали, что блаженствовать в «загробном мире» будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Поэтому предпринимались всевозможные меры, для того чтобы защитить богатые захоронения от разграбления, а труп от осквернения. Так родились легенды о неотвратимой смерти, ожидающей каждого, кто посмеет проникнуть в последнее пристанище фараона. Самое удивительное, что эта легенда дожила до наших дней.

×
×