Вместе с тем более распространенным, нежели ложь, источником рассказов о странных исчезновениях являются добросовестные заблуждения людей, в связи с чем уместно вспомнить поговорку: «Врет, как очевидец». Наряду с патологическими случаями бреда, галлюцинаций, истероидной псевдологии[46], болезненное происхождение которых не всегда распознается окружающими, известно, что люди зачастую являются жертвами собственных иллюзий и самообмана, порожденных своеобразным протеканием психических процессов. Сказанное главным образом относится к процессу восприятия и интерпретации происходящего, когда люди видят и слышат не то, что происходит на самом деле, а то, что они хотят, ожидают, опасаются увидеть или услышать, к чему они предрасположены прошлым опытом, личными установками, социально-психологической атмосферой и воздействием других людей. Этому способствуют неблагоприятные условия восприятия, сильные эмоциональные переживания, состояния аффекта, страха, паники, крайнее переутомление, ослабленность организма, алкогольное опьянение и прочее.

Влияние слухов, сенсаций, внушения, самовнушения и иных факторов, решительно реформирующих материал показаний свидетелей, очевидцев и потерпевших, — хорошо изученная область судебной психологии, не оставляющая места для мифологических толкований, приведенных в настоящей книге.

Возвращение человека после длительного и безвестного отсутствия, подобно исчезновению навсегда, постоянно служило предметом мистификаций, с той лишь разницей, что их первоисточником были, как правило, не сообщения очевидцев, а рассказы самого субъекта, якобы похищенного какой-то чудесной силой и необъяснимым образом вернувшегося назад.

История права действительно, как упоминают авторы в главе «Похищенные и возвращенные», изобилует трагическими судебными ошибками, в результате которых невиновного осуждали за убийство пропавшего человека, много лет спустя оказавшегося живым. Именно такие случаи безвестного отсутствия, впоследствии ставшие предметом тщательного и объективного расследования, решительно опровергают легенды о таинственных потусторонних или внеземных силах. Каждый раз оказывалось, что ничего фантастического в исчезновении и возвращении пропавших нет.

Во избежание судебных ошибок современным гражданским законодательством во всех цивилизованных странах установлен особый порядок признания лица безвестно отсутствующим, а при многолетнем отсутствии — умершим. По уголовным делам установлена система правил, обеспечивающая розыск пропавших, и гарантии от необоснованного обвинения и осуждения за убийство при отсутствии трупа, если на самом деле «жертва» может быть жива.

Нельзя не заметить, что за последние полвека в странах, где господствует научно-материалистическое мировоззрение, а религиозные предрассудки носят пережиточный характер, не зафиксировано ни одного случая подобных чудес, которые в других странах будоражат общественный интерес, подогреваемый средствами массовой информации.

Это ли не подтверждение того факта, что всякие истории с таинственными исчезновениями возникают там, где для них есть питательная почва: мистицизм и суеверие людей?

Питательной почвой для возникновения такого рода невероятных историй служит и потребность обыденного сознания в ярких впечатлениях, нарушающих скучное течение малосодержательной повседневной жизни.

Не случайно жертвами чудесных похищений чаще оказывались люди ничем не примечательные, заурядные и даже в чем-то ущербные. В их свидетельствах о случившемся сказываются и психические отклонения, на почве которых происходит измышление различных небылиц, и так называемые пограничные, почти болезненные черты характера этих людей: неумеренное и неудовлетворенное тщеславие, неконтролируемая фантазия, хвастливость, тяга к сенсациям, стремление к сверхкомпенсации своей мнимой или действительной неполноценности, недостаточности, неустроенности.

Измышления всяческих чудес, объясняющих безвестное отсутствие, подчас далеко не бескорыстны. В конечном счете они приносят моральную и даже материальную выгоду, служат средством сокрытия подлинных событий и поступков, огласка которых нежелательна для субъекта. Что же касается причин «ухода» таких лиц в неизвестность, то они могут быть самого различного свойства: это и роковое стечение тех или иных жизненных обстоятельств, и несчастный случай, и личные мотивы, например стремление изменить условия своей жизни, уклониться от ответственности, и жажда острых ощущений и т. д. Естественно, что, вернувшись, «исчезнувшие» не всегда склонны раскрывать, что с ними происходило на самом деле во время отсутствия, и они, вместо признания в совершении ими подлинных и, может быть, предосудительных поступков, прибегают к измышлениям историй, способных удовлетворить падкую на сенсацию публику. За их фантастическими объяснениями стоят довольно тривиальные факты.

Учитывая множество вполне земных и тяжких переживаний, зачастую выпадающих на долю человека во время безвестного отсутствия, нужно ли удивляться, что он возвращается «странно изменившимся»?

Во всех случаях, когда рассказывается о «таинственных» исчезновениях людей, надо исходить из того, что ничего таинственного тут нет. Есть или откровенные сказки, будоражащие фантазию лиц, находящихся в плену суеверий и мистицизма, или же вполне естественные случаи, приобретающие сверхъестественную окраску. Конечно, через многие годы, десятилетия, столетия трудно реконструировать случаи, описанные в литературе, отделить правду от вымысла. Вот, например, история детей из французского местечка Клево, которые были якобы подняты в воздух, словно попали в воздушную воронку. Такое могло произойти на самом деле. Дети могли попасть в область действия проходившего мимо воздушного смерча, способного поднять человека. А вот то, что родители «притянули детей обратно», — такого случиться не могло. Вполне возможно, что реальное событие получило мистическую интерпретацию.

Во всех случаях, знакомясь с подобными историями, мы должны прежде всего задать вопрос: «А было ли в действительности то, что описывается в них, или это суеверный вымысел?»

Телепортация

Телепортация — слово, которое ввел в обиход Чарлз Форт для того, чтобы описать явление переноса предметов из одного места в другое без видимого применения или участия физической силы. Очень большой материал собран в течение столетий о том, как люди, другие живые существа и предметы иногда переносятся на большие расстояния, как говорится, в мгновение ока.

Мы хотим рассказать о происшествии, описанном в испанских источниках, причем юридических, которые были разысканы неким М. К. Джессупом, одним из первых начавшим писать о неопознанных летающих объектах. Речь идет о суде инквизиции над солдатом, 25 октября 1593 г. неожиданно появившимся в городе Мехико, хотя его полк был расквартирован в девяти тысячах миль от Мексики — на Филиппинах. Он мог рассказать только, что за несколько мгновений до своего появления здесь он нес караульную службу при дворце губернатора в Маниле (столица Филиппин), который только что был предательски убит. Как он сам появился в Мехико, солдат понятия не имел. Несколько месяцев спустя люди, прибывшие на корабле с Филиппин, подтвердили известие об убийстве губернатора и другие детали рассказа солдата.

В своей книге «Бесшумная дорога», опубликованной в 1962 г., специалист по черной магии, ныне покойный Уэллсли Тюдор Поул, рассказал о случае телепортации, происшедшем с ним. «В декабре 1952 года я сошел с поезда на пригородной станции примерно в полутора милях от моего дома в Сусексе. Поезд из Лондона прибыл с опозданием, автобус уже ушел, а такси не было. Дождь лил не переставая. Было пять часов пятьдесят девять минут пополудни. В шесть часов мне должны были звонить из-за границы, и это был очень важный для меня звонок. Ситуация казалась безнадежной. И что совсем было плохо, так это то, что телефон на станции не работал, ибо на линии было какое-то повреждение, и я не смог им воспользоваться.

×
×