Итак, волки, леопарды, обезьяны… Но чаще всего в роли воспитателей маленьких детей выступают волки. И объяснить это, пожалуй, не так уж трудно. Ведь многие из этих хищников проживают вблизи человеческого жилья. Неудивительно, что на оставленного в лесу или в поле без присмотра ребенка скорее всего нападает волк. Схватив добычу, он предпочитает унести ее в безопасное место или в логово — к волчице с волчатами. А там беспомощный плачущий ребенок, возможно, пробуждает у волчицы инстинкт материнства.

Известно, что сначала волчица кормит своих детенышей молоком, а потом начинает подкармливать полупереваренной отрыжкой из съеденного мяса. На такой пище могут жить и дети. Правда, тут же возникает один вопрос. Уже через восемь-десять месяцев подросшие волчата покидают родителей — в таком возрасте они могут существовать самостоятельно. А ребенок? Он еще совсем беспомощен. И приемные родители, инстинктивно чувствуя (а возможно, и понимая!) его беспомощность, продолжают кормить своего несуразного детеныша. Даже еще проще: хорошо усвоив за первые месяцы крик голодных зверенышей, ребенок побуждает затем своих «родителей» приносить ему пищу.

Однако многие ученые берут под сомнение возможность длительного пребывания маленьких детей на «воспитании» у животных. Все подобные рассказы, говорят они, скорее плод недоразумений. Чем объяснить столь явно выраженные животные привычки, которые наблюдают у детей, найденных в лесу? Объяснение есть. Медикам известно тяжелое психическое заболевание аутизм, которое поражает иногда детей. При этом они проявляют признаки «детей-волков» — не говорят, а кричат и воют, скалят зубы, ходят на четвереньках. По ночам они не спят, а днем прячутся в «норы», сооружая их из подушек и одеял. Едят такие больные нередко сырую пищу. Значит, возможно, что в тех случаях, когда люди находили звероподобных детей, они встречались не с «воспитанниками» животных, а с больными детьми, которые сбежали или заблудились в лесу. Очевидно, и такая точка зрения не может быть сброшена со счетов при выяснении истины.

Что касается предположений, а вернее, ничем не доказанных утверждений авторов книги, будто бы появление «диких людей» связано с некой таинственной силой природы, способной транспортировать людей и животных как в пространстве, так и во времени, то никаких фактов, говорящих о существовании в природе так называемой телепортации, нет. Поэтому все разговоры равнозначны выдумке, а не научной гипотезе.

Вообще следует заметить, что авторы этой книги, собрав очень большой, интересный материал, связанный с различными природными феноменами, совершенно не заботились о том, чтобы осмыслить его с научных позиций. Наоборот, они старались отобрать только такие свидетельства, которые давали бы им основание для мистического объяснения рассматриваемых явлений.

Примером могут служить две названные главки. Если некоторые из приведенных рассказов о детях, побывавших на воспитании у животных, как и сама проблема подобного воспитания, относятся к явлениям, которым нужно искать объяснение, то другие приводимые тут же соображения и домыслы авторов нельзя воспринимать всерьез. К числу таких «открытий» (помимо телепортации) относится утверждение, что у многих животных — тигра, медведя, газели — могут рождаться человекоподобные детеныши. Доказательством, по мнению авторов, служит то, что у детей, найденных в волчьем логове, были «абсолютно нечеловеческие глаза» (!). Досужей выдумкой выглядит средневековый рассказ о «тюлене-оборотне», попавшем в сети английских рыбаков. Анекдотична история с двадцатидвухлетней девушкой, выращенной домашними свиньями. Тут уж поистине можно сказать: «Блажен, кто верует».

В заключение нельзя не сказать еще об одной стороне этой интереснейшей загадки живой природы. С детских лет многие из нас знакомы с приключениями индийского мальчика Маугли, который живет в джунглях вместе с животными. Он хорошо понимает их язык, наделен большим умом и превосходит всех животных своей сообразительностью. Увы, это всего лишь сказка. В действительности дети, лишенные общества себе подобных, не получая человеческого воспитания, не обучаясь человеческому языку, неизбежно превращаются в умственно неразвитых существ. На примерах одичавших детей подтверждается хорошо известная истина, что для становления человека особенно важен возраст от двух до пяти лет. Именно в эти годы ребенок приобретает, усваивает многое, что составляет фундамент его психики, его будущих знаний и навыков. Особенно пагубно для мышления ребенка отсутствие речи. А ведь, живя в обществе животных, он именно ее и лишается прежде всего. Стоит здесь вспомнить легенду об индийском царе Акбаре. Однажды, повествует легенда, повелитель спросил своих мудрецов, на каком языке заговорит ребенок, если его с первого дня рождения лишить общения с другими людьми. Каждый ребенок, ответили придворные мудрецы, заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Сын индийца заговорит на индийском, непальца — на непальском, а сын перса — на персидском.

Акбар усомнился в этом и поставил такой жестокий опыт. Несколько грудных детей поселили в комнатах, ключ от которых находился у царя, а слугам, которым было приказано прислуживать детям-пленникам, отрезали языки. Прошло семь лет. За все это время дети ни разу не услышали человеческой речи. И что же? Когда царь открыл двери запретных комнат, его и его мудрецов встретили бессвязные вопли, вой, мяуканье, шипение молодых звероподобных существ!

Чтобы человек стал человеком, ему необходимы труд и общение с другими людьми.

Оборотни

Оборотнями называют людей, которые могут превращаться в волков, а затем снова в людей. Не будучи врачами, мы тем не менее беремся утверждать, что с физиологической точки зрения это невозможно. С другой стороны, будь мы, скажем, юристами, мы бы поневоле должны были верить в их существование, поскольку история юриспруденции полна судебных дел, в которых оборотней осуждали на казнь. Причем свидетельские показания — как правило, единодушные и даваемые людьми безупречной репутации — не оставляли ни тени сомнения в том, что у преступников, совершавших свои злодейские преступления в обличье диких зверей, действительно была способность «оборачиваться» то человеком, то зверем. Итак, с одной стороны, оборотничество невозможно, а с другой — оборотни существуют. Вот еще один феномен природы, объяснить который с помощью общепринятых рациональных методов нельзя.

Самые прямые улики исходят от тех, кто, по их словам, собственными глазами видел, как происходит эта чудодейственная трансформация. Один из таких очевидцев — ректор университета в Пуатье во Франции Пьер Мамор (XV в.). Его показания приводятся в книге священника Монтегю Саммерса «Оборотень». Пьер Мамор рассказал ужасную историю о жене одного крестьянина из Лорейна, которая видела, как ее собственный муж, сидя за столом, «изрыгнул» кисть и всю руку ребенка, которого он съел, находясь в волчьем обличье. Мамор объясняет это происшествие «демонической иллюзией», так как его теория сводилась к тому, что оборотни были просто волками, в которых, дескать, вселились духи людей, чьи тела в это время были спрятаны где-нибудь в безопасном месте. И все это дело рук злых демонов.

Эта теория, однако, не в состоянии объяснить случаи, наподобие приведенного Олаусом Магнусом в его «Истории северных народов» (1555 г.). Однажды раб услыхал, как жена его господина во всеуслышание отрицала, что человек в состоянии превращаться в волка. Раб возразил госпоже и доказал ее неправоту, проделав эту трансформацию на ее глазах. На него спустили собак, но он ухитрился отделаться от них и убежал в обличье волка, потеряв в схватке один глаз. На следующий день раб вернулся уже в прежнем, человеческом, облике, но одноглазым.

Недавний случай приводится в книге С. Дэйна «Оккультизм на Востоке». В 1960 г. Гарольд М. Янг, бывший чиновник Бирманской администрации и в то время, о котором идет речь, владелец зоопарка в городе Чиангмай (Таиланд), охотился в горах Лаху возле бирмано-таиландской границы, когда неожиданно наткнулся на одного из оборотней джунглей, на местном наречии «тао». Войдя в деревню, он узнал, что «тао» находится недалеко. Неожиданно раздался крик, и Янг подбежал к хижине, где при ярком лунном свете увидел, как «тао» впился зубами в шею женщины, которая истекала кровью. Он поднял ружье и выстрелил зверю в грудь, но тот исчез в джунглях, оставляя за собой кровавый след. Утром Янг и жители деревни пошли по этому следу. Он вел в джунгли, а оттуда обратно в деревню — к хижине, в которой они обнаружили мужчину с пулевой раной в груди.

×
×