— Конечно, не каждый день — полная благодать. Ты видел, как мы ругались из-за детей. Но по-моему, это нормально для всех родителей.

Гектор спросил, действительно ли дети делают человека счастливее. Аньес ответила, что они приносят мгновенья огромного счастья, но одновременно и немало забот: о них приходится все время думать, и прощай время, когда можно было подольше поваляться в постели. Уже одно это напугало Гектора.

К тому же она беспокоилась за будущее своих детей, потому что в этой стране дети понемногу свихиваются. Гектор сказал, что и у него на родине встречаются дети, которые сходят с ума. Но поскольку Аньес жила в стране «Больше Всего», здешние безумные дети были еще безумнее, и, например, вместо того чтобы изо дня в день лупить более слабых однокашников, девочек или даже учителей, как их сверстники в стране Гектора, здесь кое-кто попросту палит в них из оружия для взрослых.

— Именно поэтому я вчера возмущалась. Не хочу, чтобы моих детей воспитывали видеоигры или телевидение. Но именно это сейчас происходит в богатых странах, да и в бедных тоже. Загрязнение окружающей среды волнует людей больше, чем отравление сознания детей.

И Аньес продолжала говорить, потому что эта тема была для нее важна. Она даже проводила специальные исследования. Показывала малышам фильм, в котором некий человек бьет куклу. А потом предлагала детям поиграть и считала, сколько раз они друг друга ударят (к счастью, несильно, ведь они маленькие). Так вот, они били друг друга значительно чаще после просмотра фильма, чем до него. Потому что, объяснила Аньес, дети многому учатся, повторяя увиденное, так они устроены. И именно поэтому значительно добрее те взрослые, у которых добрые папа и мама.

Вы можете подумать, что Аньес — психиатр. Но нет, она психолог. Психолог — это человек, который изучает, как люди думают, или как они понемногу сходят с ума, или как дети учат уроки и почему некоторым это плохо удается. Или почему они бьют друг друга, опять же. Если сравнить их с психиатрами, то психологи не имеют права выписывать таблетки, но могут проводить тесты, в которых следует выбрать правильный рисунок в одной из клеток и сказать, о чем вы думаете, глядя на чернильное пятно. В результате психологи начинают немного разбираться в том, как работает ваше сознание (но, отметим, всего им не понять).

Гектор спросил у Аньес, счастлива ли она, когда работает над исследованием психологии детей. Да, сказала Аньес, потому что так она чувствует себя полезной другим (урок 13, подумал Гектор).

Они приехали в университет, где работала Аньес, а также Ален, ведь именно здесь они и познакомились. И вот что забавно: этот университет показался бы вам построенным в Средние века или чуть позже — красивые здания в старинном стиле, маленькие колокольни, колонны, статуи и повсюду огромные лужайки. На самом деле университет был не старше какой-нибудь пожилой дамы, просто здешним людям захотелось иметь такой же красивый университет, как в странах, подобных Гекторовой. Тогда они сделали копию и придумали стиль «новое Средневековье». Ничего не скажешь, настоящая страна «Больше Всего».

По лужайкам расхаживало множество студентов и студенток всех цветов, в том числе несколько симпатичных китаянок в шортах, при виде которых Гектор сразу подумал сами знаете о ком, но постарался сконцентрироваться, потому что приехал сюда для серьезного дела.

Ведь именно здесь работал великий профессор, мировой специалист по счастью. Он долгие годы изучал счастье, ездил на конгрессы, чтобы рассказать о нем, и приобрел широкую известность. Не такую, конечно, как у какого-нибудь телеведущего, но все же, — в особенности в среде других специалистов по счастью. Аньес его хорошо знала, так как он был ее преподавателем. Поэтому она ему рассказала о Гекторе, и великий профессор согласился обсудить с ним этот вопрос. Значит, Гектор сможет показать ему свой список.

Гектор немного нервничал, как перед вызовом к доске, потому что его маленькие уроки казались ему очень интересными, когда он их записывал и даже когда вчера вечером читал свои записи Аньес и Алену, но сейчас, перед встречей с профессором, он вдруг ощутил их ничтожность.

Он поделился своими мыслями с Аньес, но она возразила, что Гектор ошибается, так как сама жизнь придает вес этим урокам, а личная точка зрения Гектора не менее ценна, чем результаты лабораторных исследований.

И тогда Гектор подумал, что она и впрямь очень хорошая девушка, а в молодости иногда бываешь таким дураком.

Гектор выясняет, что он не идиот

Великий профессор был совсем маленьким, но с длинным носом и большим хохолком белоснежных волос, торчащих вверх, словно оперенье птицы. Он разговаривал очень громко, посматривая на Гектора и время от времени повторяя «вам понятно, что я имею в виду?», словно ожидал, что Гектор ответит «да, конечно». Но он не давал ему ничего сказать и, не останавливаясь, излагал свои мысли.

— Счастье… черт возьми, голову сломаешь, пытаясь сформулировать, что это такое. Может, радость? Нет, возразят вам, радость — это эмоция, это кратковременно, всего лишь мгновение счастья: обратите внимание, уже неплохо. Тогда удовольствие? Вам понятно, что я имею в виду? Ну да, всем известно, что это такое, вроде подходит, но и оно ведь непродолжительно. А разве счастье — это не сумма маленьких радостей и удовольствий? Вам понятно, что я имею в виду? И вот в результате мои коллеги сошлись на определении «субъективное благополучие», бр-р-р, как это скучно и плоско, так и слышишь заявление адвоката: «Мой клиент подает иск об ущербе, нанесенном его субъективному благополучию!» Нет, вы отдаете себе отчет? Вам понятно, что я имею в виду?

Гектору он показался необыкновенным, когда вот так вышагивал взад-вперед и беспрерывно говорил, словно хотел занять как можно больше места. Чувствовалось, что это очень ученый человек.

В конце концов Гектор показал ему свой список.

— Ну да, — сказал профессор, надевая очки, — Аньес мне говорила, очень хорошая девушка, вам понятно, что я имею в виду? Я знаком со многими студентками, но эта — просто умница, и очаровательна к тому же…

Пока он читал список, Гектор опасался, как бы профессор не решил, что его-то умником не назовешь и его идеи скорее наивные, а может, и просто глупые. Поэтому он нервничал, но повторял себе, что, когда тебе удалось избежать смерти, нечего бояться профессора, повторяющего «вам понятно, что я имею в виду?».

Профессор читал список, который Гектор переписал начисто, а на тот случай, если вы его забыли, мы для вас его тоже скопировали. Вот он.

урок 1. Хороший способ испортить себе счастье — начать сравнивать.

урок 2. Часто счастье приходит неожиданно.

урок 3. Многие видят свое счастье только в будущем.

урок 4. Многие думают, будто счастье заключается в том, чтобы стать более богатым или более влиятельным.

урок 5. Иногда счастье — это когда не понимаешь.

урок 6. Счастье — это хорошая прогулка в красивых незнакомых горах.

урок 7. Ошибка — думать, будто счастье является целью (попросить, чтобы объяснил).

урок 8. Счастье — это быть с теми, кого любишь.

урок 8а. Несчастье — это быть разлученным с теми, кого любишь.

урок 9. Счастье — это когда твоя семья ни в чем не нуждается.

урок 10. Счастье — это заниматься тем, что любишь.

урок 11. Счастье — это когда у тебя есть дом и сад.

урок 12. Счастья труднее добиться в стране, которой руководят плохие люди.

урок 13. Счастье — это чувствовать себя полезным.

урок 14. Счастье — это когда тебя любят таким, какой ты есть.

Примечание: К ребенку, который улыбается, люди относятся добрее (очень важно).

урок 15. Счастье в том, чтобы чувствовать себя абсолютно живым.

урок 16. Счастье в том, чтобы гулять и веселиться.

Вопрос. Возможно, счастье — это просто химическая реакция в мозгу?

урок 17. Счастье в том, чтобы думать о счастье тех, кого любишь.

урок 19. Солнце и море — это счастье для всех.

×
×