— Да-да! О похищенных женщинах и о детях, родившихся от медведей, говорится везде, где только живут бок о бок человек и медведь. И в Северной Америке, и в Сибири, и во всей Европе, и в Индии… Правда, в Индии говорят не о буром медведе, а о медведе-губаче и о гималайском медведе, а в Северной Америке говорят про гризли и даже про очкового медведя, который водится в Южной Америке, в Кордильерах.

В этом вы правы, Андрюха. Во всех этих регионах везде рассказываются одни и те же истории, чуть ли не одними и теми же словами: про девушек, которые заблудились в лесу, и попали в дом к медведю, а медведь стал с девушкой жить, как с женой. Конец у истории бывает разной: то девице удается убежать, и это приключение не имеет никаких последствий. То у нее рождается ребенок, обладающий странными качествами: например, понимает язык зверей и птиц, может общаться с медведями и другими зверями. В некоторых версиях этого мифа женщина умирает вскоре после того, как возвращается к людям, и в ее смерти оказывается повинно колдовство медведей — ведь она убежала без их ведома! А ребенок остается среди людей — человеко-медведь, жутковатый звереныш…

Многие таежные народы верят и в то, что от медведя у женщины вполне могут рождаться дети, и что медведи похищают девушек, и живут с ними, как с женами, имеют общих детей…

Но вы ведь понимаете, что медведи никак не могут стать отцами человеческих детенышей? Вы ведь понимаете, что слишком разная у них и у человека генетика?

— Ну ладно… Детей они иметь общих не могут. А почему бы тогда им не жить с женщинами… ну, без всего этого дела?

— Примерно как Маша у медведя в народной сказке? Девочка Маша потерялась в лесу, пришла в избушку, а там как раз живет очень милый медведь, и Маша начинает жить с ним в избушке и печь ему пирожки… Дальше тоже известно: «отнеси гостинчик батюшке с матушкой», медведь соглашается, а Машенька, не будь дурой, пристраивается в корзинке, «не садись на пенек, не ешь пирожок», и так удирает домой.

Да, в русской сказке Маша не становится женой медведя, дети у нее не рождаются, и вообще она еще маленькая. Но ведь сказка — это выродившийся миф. Миф рассказывали взрослым, и в нем все было как в ваших увлекательных историях — брачные отношения, дети-полумедведи…

А в сказке, которая для детей, все уже «понарошку», все легче. И Машенька маленькая, и медведю нужна в основном чтобы жить было повеселее…

— И в такое вы тоже не верите?

— Поверить в такое я не могу по той простой причине, что медведи вовсе не живут со своими самками, как с женами. Не могут они вести семейный образ жизни, не могут жить на одном месте, они даже анатомически устроены так, чтобы жить всю жизнь в одиночестве.

Так что я решительно не вижу, как медведи… по крайней мере, вот эти, всем знакомые хотя бы по зоопарку медведи, могут похищать женщин и иметь от них детей. Да и зачем нужно медведям держать при себе женщину? Секс им совершенно не нужен большую часть жизни, забота о подруге уж тем более медведям не нужна; заботиться о своих семьях они тоже совершенно не умеют, и своих детей не знают.

— А может, им все-таки не зря приписывают все это?!

— Может быть, — усмехнулся профессор, — но тогда нам придется вернуться к нашему предположению: что медведи могут быть разных видов… Потому что объяснить это «приписывают» можно только двумя способами. Можно предположить, что кроме известных видов медведей существуют или существовали какие-то другие, неизвестные виды, и эти «другие медведи» вели групповой образ жизни. Они действительно похищали женщин или давали приют потерявшимся детишкам. При групповом образе жизни таких зверей у попавших к ним детенышей могли быть шансы остаться в живых: ведь о них бы постоянно заботились. Если попадется зверь, потерявший детеныша, то малыша вообще примут в звериную семью. Если в группе медведей одновременно окажутся девочки постарше и совсем маленькие дети… то что получится? — спросил вдруг Товстолес у Николая, отца пятнадцатилетней дочери.

— В каком смысле — что получится?

— В смысле, какие отношения установятся между детьми?

— Девчонка о них заботиться будет…

— Вот именно! Девушка, естественно, будет опекать детенышей, подкармливать, помогать им. То есть для наблюдателя со стороны все будет ясно — вот мама с детьми! Ясное дело, с детьми от медведей… Причем ведь медведи постепенно начинают иначе относиться к живущей с ними девушке. Она для них уже своя — и привыкли к ней, и пахнет по-своему. Могут за ней и поухаживать… Как к этому отнесется сама девушка, зависит от многого — от состояния психики до сроков пребывания в группе медведей. Другой вопрос, что сексуальное общение с медведем девушке большого удовольствия не доставит, и от такого союза все равно не будут рождаться детеныши.

— А если ее спасут?

— Если девица попадет к медведям большой, и люди вернут ее быстро — тогда еще хорошо. Ушел человек, и вернулся тоже человек. А если ребенок маленький… У ребенка, которого воспитали медведи, будут присутствовать и звериные черты. И для этих черт медведь совершенно не обязательно должен быть его генетическим отцом. Вот вам еще одна основа для легенд… Ведь наверняка не раз и не два приносили спасенных детишек из берлог — а они вырастают какие-то странные, как и не совсем люди…

Опять молчали, пили чай, нетерпеливый Андрюха выпил все, и попросил налить еще чашку.

— А все-таки… Вы сказали, есть два способа объяснить, почему медведям приписывают кражу девиц. А обсудили только один способ.

— Хотите и второй? Пожалуйста, только эдак мы далеко окажемся от Сибири, у нас такого быть не может.

— Почему?

— А потому, что в Сибири нет человекообразных обезьян, — внушительно произнес Товстолес, — а никаких особенных свойств медведям не приписывают там, где живут и медведи, и человекообразные обезьяны — гориллы, шимпанзе, орангутаны.

В Индокитае и в Индонезии водятся существа, которым приписывают именно эти поступки: похищение детей, которые потом вырастают в гуще леса, полулюдьми-полузверьми, похищение женщин и рождение от них общих детей. Это — человекообразные обезьяны. Собственно говоря, орангутан в переводе с малайского и означает «лесной человек». В еще недавние времена орангутан водился гораздо шире, чем в наше время. Еще в XV веке он встречался от устья Ганга до субтропиков Китая, до берегов реки Янцзы. К северу «лесной человек» не проникал, потому что там для него слишком холодно.

Есть очень серьезные причины считать, что и к северу от Янцзы то ли водились до самого недавнего времени, то ли водятся и сейчас не очень симпатичные создания, еще более похожие на людей и значит, еще более способные к похищениям девиц и выращиванию у себя детей. У нас в просторечии этих существ называют «снежными людьми» (хотя они и не люди, и не снежные).

А что, если медведям приписывают качества совсем других существ? Существ, в чем-то похожих на медведей, но не имеющих с ними ничего общего?

Во всяком случае в Азии есть большая область, где медведю вовсе не приписывают ни каких-то особенных качеств, ни связей с женщинами, ни рождения общих детенышей. Это Китай, полуостров Индокитай и Индонезия, и это Центральная Азия — Тибет и китайская провинция Синьцзян, охватившая две исторические области — Кашгарию и Джунгарию. Во всех этих областях медведи почему-то совсем иные…

— Да-а… В общем, теория гибридов не состоялась.

— И не могла состояться, Андрюха. Скажу вам больше — в нашем климате не смогли бы приютить у себя детей даже медведи с групповым поведением. Даже те, кто охотится стаями.

Товстолес вдруг ехидно усмехнулся, посмотрел на охотников в упор.

— Что, думаете, не знаю ничего про вашу «медвежью невесту»?! Про достопримечательность Разливного и Малой Речки?!

Помолчали, причем охотники скромно потупились.

— Да что там, «невеста, невеста»! Мы не знаем, чья она невеста…

— Но верите, что пришла от медведей? А почему вы не думаете, что девица могла приехать из Ермаков или из Красноярска? Хорошая лыжница, прибежала из чистого хулиганства…

×
×