220  

Первая команда была доставлена в горы 12 июня 1992 года. Разбив базовый лагерь приблизительно в 2,5 км к северо-западу от предполагаемого места катастрофы, они начали восхождение на горный хребет. Уже с расстояния в 1,5 км было видно, что «дирижабль» развалился на две части. На дистанции приблизительно 800 м волосы на голове и теле людей встали дыбом, а измерительные приборы зарегистрировали избыточное статическое электричество. Находясь в его поле, приборы не работали либо давали заведомо неправильные результаты. Магнитные стрелки указывали на то, что объект расположен в направлении с севера на юг, тогда как на самом деле он лежал в направлении с запада на восток. Магнитометры на дистанции в 800–820 м показывали практически полное отсутствие магнитного поля. Даже взятые на пробу скальные породы с расстояния 800, 600 и 400 м были полностью размагничены. Почему произошел такой эффект размагничивания, остается неизвестно. Все электронные часы на расстоянии в 1,5–1,2 км от объекта испортились, показав на циферблате нули, и после этого вне зоны действия поля они так и не начали ходить. Шесть механических часов начали показывать разное время. Вышли из строя и другие приборы.

Вторая группа энтузиастов, прибывшая к месту аварии, повторила эксперименты. Результаты практически не отличались от тех, которые получила первая команда. Попытки провести измерения с помощью кварцевого генератора также не увенчались успехом.

Что же произошло с этим загадочным «дирижаблем»? Представляется, что он летел над хребтом на большой скорости и нижней частью фюзеляжа зацепился за скалу приблизительно в 1700 м от места, где находились его обломки. После удара «дирижабль» начал скользить по практически ровной горизонтальной горной платформе, оставляя за собой достаточно глубокий след. Взрыв произошел внутри центральной части корабля (на это указывает характер повреждений), и он развалился на две почти равные части. Внутри корабля были ясно видны несущие конструкции. Находился ли на корабле экипаж или он управлялся с помощью навигационной компьютерной программы, так и осталось неизвестно.

Долгое время по поводу этой истории высказывались различные гипотезы — от аварии дирижабля, работавшего на ядерном топливе, и неудачного запуска модуля новой международной орбитальной станции до «катастрофы инопланетного корабля». В августе 1998 года группа энтузиастов во главе с Николаем Субботиным побывала в горах Тянь-Шаня и обнаружила, что «дирижабль» исчез. Осталась лишь 20-метровая воронка, образовавшаяся на месте падения. Приборы не зарегистрировали никаких аномалий. На соседней возвышенности экспедиция обнаружила странные линии, напоминавшие посадочные полосы на аэродромах. В конце этих полос имелись ровные площадки диаметром 20–25 м, на которые могли садиться вертолеты. Вполне вероятно, что здесь побывали военные и вывезли обломки «дирижабля», не забыв при этом уничтожить и все его следы.

Что же выяснилось в результате? Толком ничего. Остатков «дирижабля» нет, очевидных следов падения найти не удалось, магнитных аномалий не обнаружено — все приборы работали в обычном режиме, без отклонений. Беседы с пилотами и экипажами вертолетов и самолетов, летавших в этом районе как ранее, так и в последнее время, тоже ничего не дали. Все это ставит под большое сомнение рассказы участников экспедиции 1991 года и уж тем более — версию о якобы «инопланетном» происхождении «дирижабля»…

ТАЙНА ОПЕРАЦИИ «ВЕЗУВИЙ»

(Материал И. Чернова)

Разговоры о том, что многие землетрясения, произошедшие в последние годы на Кавказе, были вызваны искусственно, ведутся давно. В связи с этим часто вспоминают секретную лабораторию в абхазском поселке Нижние Эшеры — оттуда, мол, и тянутся невидимые нити…

«Невидимые нити» — сущая правда. Точнее, одна нить — так называемый Калдахварский глубинный долгоживущий разлом. На суше он начинается от окраин абхазской столицы Сухуми, от поселка Нижние Эшеры, и тянется почти точно по параллели через весь Кавказ. К нему, как говорят ученые, приурочено большинство значимых подвижек земной коры и большинство эпицентров землетрясений, происходящих в регионе. Невдалеке есть еще три разлома — Краснополянский, Воронцовский и Лооский. Но Калдахварский — самый мощный. Поэтому прямо на нем была построена в свое время сейсмическая лаборатория Министерства обороны СССР.

  220  
×
×