121  

– Получишь по возвращении! – безапелляционно заявила я, цапнув письмо и быстро засовывая его себе за пазуху.

– Но… ах… как… ты… я же… – возмущенно заквохтал кот, бросаясь на меня с кулачками.

Командор равнодушно понаблюдал за нашей потасовкой и пододвинул к себе брошенную карту звездного неба. Итак, летим все трое…

Человек – это звучит гордо

Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…

М. Горький. На дне

Вот и заключительная книга трилогии «Оборотней». И, надо признать, жаль расставаться с ее веселыми героями.

«Оборотни» как написанное в соавторстве произведение являет собою сплав двух разных, хотя и близких авторских манер: Галину Черную можно смело назвать ученицей и последовательницей Андрея Белянина. Впрочем, книга, видно невооруженным взглядом, в значительной мере детище Г. Черной, хотя написана всецело в духе творчества «короля юмористической фантастики». Герой (в данном случае – героиня), попадающий в иной мир (как, например, Скиминок, Сергей Гнедин, Нэд Гамильтон, Лев Оболенский) или вынужденный скакать по различным эпохам (те же Сергей Гнедин, Нэд и Илона), компания вечно ссорящихся и препирающихся друг с другом персонажей (команда лорда Скиминока – самый характерный пример), условность, даже схематичность посещаемых миров – приемы все узнаваемые.

В центре повествования – Алина Сафина, образ чрезвычайной живости и насыщенности. Многие упрекнут девушку в истеричности, склочности, грубости… Все это, конечно, есть, однако эти же черты делают героиню реальным человеком. Самообладанию девушки можно только позавидовать: Алина попадает в новый мир, ей приходится за короткий промежуток времени посетить не одну эпоху своего мира, да еще над ней висит угроза превращения в монстра. Все это заставляет ее – борца по натуре – искать защиту от психологических и физических, кстати, тоже нагрузок в нападении, а не в уходе в себя, отсюда и ее постоянные ссоры с партнерами. Кому-то они могут показаться проявлениями вздорного и несдержанного нрава, на самом деле они есть поиски своего места в новой компании, в новых обстоятельствах. Но при всех своих недостатках Алина – девушка отзывчивая, общительная, любознательная, что даже помогает охотникам за монстрами во многих случаях… Непоследовательностью и вместе с тем цельностью характера Алина сравнится разве что с Манон Леско, заглавной героиней известного романа французского писателя XVIII века аббата Прево. Обе они любили, но притом изощренно изводили предмет своих чувств причудами. Впрочем, Алина намного опередила нежную Манон: фигуры мелкой стервозности столь крупного масштаба литература не знает, Алина единственная в своем роде.

Несмотря на то что влюблена героиня в человека, значительно больше внимания она уделяет коту. Поведение этого члена команды, надо признать, не очень отвечает предполагаемым при упоминании двух дипломов манерам. Скорее в этом смысле агент 013 похож на саму Алину: невыдержанный, заносчивый, хвастливый задира, впрочем, отходчивый и великодушный. Что позволяет склокам, спорам, ссорам между ними возникать вновь и вновь.

Говорящее животное – известный комический прием, ставший в последнее время почти традиционным. И так как говорящие животные начинают входить в норму юмористической фантастики, приходится портить им характер, чтобы они не портили игру постными мордами. В данном случае комизм заключается еще в контрасте профессорского звания и не профессорского поведения, не говоря уже о совершенно не профессорской внешности. Впрочем, немалая часть комических ситуаций трилогии строится на том же несоответствии между заявленным профессионализмом главных героев и их фактическим дилетантизмом, доходящим до абсурда. В большей степени этим страдает, конечно, Алина.

Впрочем, А. Белянин и Г. Черная пошли дальше других в создании образа говорящего кота. Животное не только обладает огромным интеллектуальным потенциалом, но и влюбляется в человека! Традиционный любовный треугольник развит неожиданно оригинально. Неожиданность здесь следует за неожиданностью, ибо кто сможет предсказать подобные отношения? Агент 013 совершает все новые шаги, пытаясь завоевать любовь Алины, вызывая все новые взрывы хохота. Вспомним хотя бы его превращение в человека!

Алекс Орлов, герой, предмет воздыханий героини, показан немного бледно, он получился несколько невыразительным на фоне живой и яркой Алины. В конце второй книги мы узнаем, что этому есть объективные причины. Алекс не человек в обычном смысле, он своеобразный гомункулус, существо из пробирки, специально созданный безэмоциональным, этакая живая машина для особо сложных заданий.

  121  
×
×