88  

— Ну, расселись? — Мишка, собирая внимание, обвел глазами собравшихся. — Я пригласил вас с тем, господа…

«Блин, ну надо же такое ляпнуть! Хотя, интересно: как они на „господ“ отреагируют?»

— …Чтобы обсудить то, как Воинской школе и Младшей страже жить дальше. Давеча господин урядтник Василий попрекнул меня тем, что я с отцом Михаилом невежливо обошелся… Все знают, что произошло, или рассказать?

По тому, как все взгляды обратились на Роську, стало понятно, что извещены все. Тот залился краской и попытался оправдаться:

— Я не сплетничал! Просто…

— Правильно сделал! — прервал его Мишка. — Родня, а мы все — родня, должна про такие вещи знать. Вот с этого и начнем разговор. Я тебе, Рось, конечно, еще тогда мог бы ответить: «Раз господин сотник приказал крестить, значит, надо крестить!» Но не все так просто. Не знаю, заметили вы или нет, но отец Михаил попытался завести у нас порядки, отличные от порядков в Ратном. То, что он попробовал приказ сотника не исполнить — только часть того, что ему хотелось здесь сотворить. Главное же заключалось в том, что в Ратном окончательным и непререкаемым является слово сотника, а отец Михаил вознамерился сделать у нас окончательным и непререкаемым свое слово!

— Не свое, а слово Божье! — тут же взвился Роська.

— Не спорю. — Мишка согласно склонил голову. — Но отец Михаил, хоть и слуга Божий, но живет в миру и мирскими законами пренебрегать не в праве! «Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Зри Писание от Матфея, главу 22, стих 21.

Роська, не ожидавший такой отповеди, озадаченно умолк, а Илья и Демьян, почти одновременно, хмыкнули. Мишка так и ждал, что кто-нибудь из них подколет: «Ты и сам, как поп», но оба смолчали.

— Дело даже и не в этом, — продолжил Мишка после краткой паузы — а в том, что жизнь наша полна противоречий и парадоксов. Что такое «парадокс», я тебе, Рось, уже объяснял. В нашем же случае парадокс заключается в том, что отец Михаил, сам того, конечно же, не желая, вознамерился внедрить у нас порядки, схожие с языческими.

— Что-о-о? — Роська от возмущения даже начал приподниматься с лавки.

— Не перебивай, сначала дослушай! — окоротил крестника Мишка. — Кто в языческих селищах глава всему? Волхв! Без его разрешения одобрения не делается ничего! Почему Константин Великий сумел победить язычников и основал цареградскую империю? Почему христианство побеждает на Руси? Почему ратнинская сотня сопротивление язычников превозмогла? Потому, что христиане понимают границы между мирским и духовным! Потому, что власть светская главенствует! А тот, кому мирская жизнь не по нутру, в монастырь или в пустынь уходит, и живет там, не встревая в мирские дела. Отец же Михаил попытался поставить себя над мирскими делами, уподобившись, тем самым, языческому волхву! Не может один человек во всем мудрее всех быть, все дела одинаково мудро решать! Вы и сами видели, как это у отца Михаила получалось!

— Ну ты, Михайла, и завернул! — Илья расправил свои пышные усищи и повертел головой, словно ему стал тесен ворот рубахи. — Тебя послушать, так… это самое…

— А я вас не слушать собрал, а думать! — парировал Мишка. — Совет держать. Так что, господа Совет, желательно мне ваше мнение узнать. А вдруг у нас в Младшей страже, и вправду, не все надо делать так, как в ратнинской сотне устроено? А если нужны отличия, то какие? И вообще, мы что из наших отроков создавать собираемся — пополнение для ратнинской сотни, или что-то иное? Если иное, то что? Хочу ваше мнение по этому поводу знать, потому, что от этого будет зависеть очень многое, по сути, все. Как сейчас решим, что придумаем, так дальше и жить будем, такому и отроков обучать станем. — Мишка оглядел собравшихся и подчеркнуто раздельно произнес: — Слушаю. Вас. Господа Совет.

— Эк ты сказанул! — Илья снова расправил усы и приосанился. — Господа Совет… прям дума боярская при князе!

В горнице повисла тишина — «господа Совет» явно оказались не готовы к решению стратегических проблем. Подождав немного Мишка уже было собрался задавать наводящие вопросы, но неожиданно подал голос Дмитрий:

— Я, вот, уже несколько дней думаю: а всех ли отроков надо одинаково учить?

— А мы и не учим всех одинаково! — отозвался Петр. — Я своих другому учу.

— Да не о тебе речь! — Дмитрий отмахнулся от Петьки, как от мухи. — Нам воеводские бояре двенадцать своих отроков в обучение прислали, я так понимаю, что они потом их в свои десятки заберут. Но у них-то там все лучники, что наши выученики со своими самострелами там делать будут? Этих двенадцать человек надо в отдельный десяток собирать и лучному бою обучать, тем более, что они кое-что уже умеют — воеводские бояре их не просто так подбирали.

  88  
×
×