171  

И вот, когда Орлеан уже считался обреченным на полное уничтожение, появились римские войска под командованием полководца Аэция и объединенные силы вестготов, франков, аланов, бургундов и саксов, возглавляемые королем вестготов Теодорихом.

На равнине близ города Шалон-на-Марне произошла одна из самых жестоких в Истории человечества битв. Тем осенним днем 451 года решалась судьба западной цивилизации. И она выстояла, победила. Аттила с остатками своих полчищ поплелся зализывать раны. А на поле битвы при Марне осталось 200 000 трупов. Такая вот цена спасения цивилизации от притязаний обезумевшего монстра.

Через год он пришел на Аппенинский полуостров, но это был уж скорее набег дикарей, чем война миров.

А 15 марта 453 года, после грандиозного свадебного пиршества Аттила попытался было дефлорировать свою очередную юную жену, но на этот раз попытка так и осталась попыткой: у жениха лопнула артерия и он отдал Богу свою свирепую душу. Согласно другой версии, его заколола кинжалом прелестная избранница, но это не меняет сути дела.

В 476 году был свергнут германцами последний римский император. Таким образом некогда великая империя прекратила свое существование. Еще теплилась жизнь в восточной ее части, но это касалось уже совсем другой страны…

Что же до истории Древнего мира, то она на этом закончилась, оставив грядущим поколениям массу неразрешенных проблем и массу ошибок, на которых, как оказалось, никто не пожелал учиться.

Действительно, умные учатся на чужих ошибках, а вот дураки — на своих.

Средние века

Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.

Василий Ключевский

Пожалуй, идеализация идолов — одна из самых характерных черт второй серии исторического трагифарса. Идолы существовали и раньше, в первой серии, но там они играли роли очеловеченных сил Природы, генераторов энергий, способных повлиять на реалии бытия, и своеобразных кукол, с которыми малые дети разговаривают, которых наряжают в лоскутные платья и катают в колясочках. Посредством идолов люди общались с огнем, деревьями, землей и облаками, с богами любви, войны, торговли, вина и т.п.

Перед богами все были равны и одинаково бессильны противостоять их воле, которая воплощалась в виде конкретных явлений и событий. Вот это-то равенство не могло не смущать тех, кто был одержим жаждой власти, не имея объективных данных обладания этой властью. И возник довольно каверзный вопрос: «Если боги действительно существуют, то почему их никто и никогда не видел?» Вопрос, мягко говоря, неумный. Разве кто-нибудь видел электрический ток? А воздушные потоки? А земное притяжение?.. Но простодушные смутились этим вопросом, а непростодушные предложили им сделать предмет своего обожествления зримым, конкретным, говорящим, которого можно цитировать и силой авторитета которого можно было бы подчинять себе других… Ну, последний аргумент они вряд ли излагали простодушным.

А тут еще и весьма полезный прецедент: обожествление на далеком Востоке принца Сиддхартха Гаутамы, простого, — если судить непредвзято, — парня, который стал Буддой со всеми вытекающими последствиями.

И вот Ближний Восток (которому при иных обстоятельствах никогда бы не улыбалось получить роли первого плана) становится колыбелью двух мировых религий — христианства и мусульманства, Христос и Мухаммед — вполне реальные персонажи Истории, которых можно цитировать, высказывания которых можно трактовать, ссылаться на них, вернее, на свои трактовки, именем которых можно казнить или миловать, преследовать, сжигать на кострах, поучать, осуждать, выносить вердикты… Гениальное изобретение! Куда там этому свирепому богу войны Марсу или этой сексуально озабоченной Венере! Здесь все гораздо более конкретно, прагматично, целево и при этом — безвариантно. Так и только так! Без рассуждений, без сомнений, короче говоря, без того, что является отличительными особенностями человеческого разума.

КСТАТИ:

«Если науки учат тому, что сказано в Коране, то они излишни; если же они учат другому — они безбожны и преступны».

Мухаммед (Магомет)

И никаких возражений!

В оправдание простодушным, позволившим надеть на себя столь жесткую узду, можно заметить, что после падения Западной Римской империи ситуация в цивилизованном мире была настолько сумбурной, настолько хаотичной, что на ее почве могли произрасти и гораздо более опасные злаки…

  171  
×
×