210  

Мария попросила помощи у своего дяди, английского короля Эдуарда IV, но тот не решился ссориться с Людовиком, так как не был готов к войне, весьма вероятной в этом случае.

Тогда она вступила в брак с австрийским эрцгерцогом, но этот шаг ничего не смог изменить в сложившейся ситуации, когда Людовик XI уже фактически оккупировал Бургундию.

А через несколько лет Мария упала с лошади во время охоты и спустя три недели умерла, оставив сиротами четырехлетнего сына Филиппа и трехлетнюю Маргариту. В том же 1482 году девочка была обручена с одиннадцатилетним Карлом, сыном Людовика, и Бургундия официально перешла к Франции в виде ее приданого.

Вот Людовик XI и стал повелителем всея Франции…

Ну и что?

Когда речь заходит о воссоединении «родных земель», о едином этносе или национальной культуре, за такой речью обычно стоят вполне материальные интересы тех, кто хорошо просчитал все плюсы и минусы возможного воссоединения, кто хорошо знает, что чем больше подданных, тем, соответственно, больше сумма собранных с них налогов, не говоря о том, что за всем этим стоят новые административные единицы с их аппаратом управления, взятками и прочими прелестями чиновничьего разгула.

Но вот обитателей присоединенных областей обретение «исторической родины» как-то не радует, вопреки душещипательным заявлениям политиков касательно единой крови, культуры, языка и т.д. Мало того, их реальная, действительная жизнь отнюдь не становится лучше, духовней или хотя бы сытнее, потому что воссоединение, проводимое, как правило, с помощью военной силы, поглощает немалые средства, которые собиратель земель хочет вернуть, и побыстрее — понятно, за чей счет.

А духовная культура — она ведь приобретает новые характерные особенности через каждые 200—300 километров, так что культурные традиции Лангедока на юге Франции имеют очень мало схожих черт с культурными традициями Бургундии на северо-востоке…

А. Дюрер. Танцующие крестьяне

Все это — шулерская игра политиков, апеллирующих к национально-патриотическим чувствам людей, как правило, не занятых каким-либо конкретным и полезным делом. Кузнец или землепашец не мучаются подобными проблемами. Ими мучаются те, кому хочется на них заработать, потому как ничего другого они делать не умеют…

КСТАТИ:

«Патриотизм — это последнее прибежище негодяя».

Сэмюэль Джонсон

А великий патриот Франции и воссоединитель ее земель Людовик XI провел последние годы жизни в весьма замкнутом пространстве своего замка Плесси-де-Тур. Провел в практическом одиночестве и постоянном страхе смерти. Его общество составляли брадобрей Оливье Дьявол и палач Тристан Отшельник. Развлекался Людовик XI в основном лицезрением пыток в подземельях замка, и тут уж Тристан Отшельник старался вовсю…

Иногда он сочинял законы, просто так, для развлечения.

Умер от паралича, в смятении и страхе.

Вот так. А какие были претензии!

Антон Павлович Чехов говорил, что три аршина земли нужны не человеку, а трупу. Человеку же нужен весь земной шар. Ну, это смотря в каком смысле, да и зачем… Без внятного ответа на этот вопрос лучше все-таки ограничиться тремя аршинами или, по крайней мере, не посягать на большее, чем владеешь по воле Бога.

Нужно, однако, заметить, что Людовик XI многое сделал для развития французского книгопечатания и, кроме того, Франция обязана ему созданием почтовой службы. Что да, то да…

КСТАТИ:

«И только когда он въехал на колеснице, стало ясно: это кучер».

Станислав Ежи Лец

Да уж — не король Артур.

Что тут поделать… Другое время — ведь со времен короля Артура прошло добрых (вернее, недобрых) шесть веков… Другие приоритеты, другие герои. Доблестного рыцаря Ланселота сменил дерзкий разбойник Робин Гуд — воплощение мечты аутсайдеров о насильственном перераспределении жизненных благ, о добром (!) преступнике, который отнимет у богатых и отдаст бедным. И при этом будет плевать на закон, на власть, на собственность (чужую) да и вообще на человеческую жизнь, тоже, разумеется, чужую.

У каждого времени свои герои.

Город

Всякого рода военные игры и захваты того, что плохо лежит, требовали прежде всего металла, притом такого, который в состоянии заявить: «Все возьму!», а чтобы он стал именно таким, потребовались хорошо оснащенные мастерские и квалифицированные мастера: в сельской кузне рыцарские доспехи должного уровня выковать невозможно, не говоря уже о том, что требовалось выплавить металл тоже должного качества, а сделать это можно было лишь в городских плавильнях и под руководством городских мастеров, для которых ремесло стало единственным занятием, а его совершенствование — залогом повышения уровня жизни.

  210  
×
×