110  

Особенности программированного обучения заключаются в том, что:

• учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);

• учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;

• каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);

• при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;

• при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;

• каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;

• результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);

• педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;

• в учебном процессе широкое применение находят специфические средства ПО (учебные пособия, компьютерные тренажеры, контролирующие устройства).

Программированное обучение может быть реализовано машинным и безмашинным способами. Современные компьютеры, работающие по специально составленным обучающим программам, быстро устанавливают уровень обученности и возможности работающих с ними учеников, могут «приспосабливаться» к ним. Такие самоприспосабливающиеся программы называются адаптивными. В безмашинном варианте ПО функции управления познавательной деятельностью ученика осуществляет программированный учебник или специально составленные программированные материалы, пособия.

Учителя начальной школы чаще используют элементы программированого обучения в виде специально составленных карточек–заданий, где наподобие алгоритма расписана система действий ученика. Для проверки выполнения заданий используются программированные карточки–трафареты.

Компьютерное обучение (КО). Бурный прогресс в области развития персональных электронно–вычислительный машин (ПЭВМ) вывел педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризованного) обучения, которая играет все более заметную роль в преобразовании учебно–воспитательного процесса. Развиваются и внедряются новые информационные технологии начального образования.

Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач – предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т.д.

В начальном обучении сфера применения новых информационных технологий постоянно расширяется. Подрастающие поколения граждан страны уже знакомы со сложной информационной техникой, умеют с ней обращаться, извлекать нужную информацию. И тут противоречие: дома телевизор, компьютер, Интернет, а в школе – трудные и скучные занятия. Попытки разрешить это противоречие с помощью игр и увеселений приводят пока только к снижению обучаемости. Предложение переводить школьное обучение на интерактивные мультимедийные технологии вряд ли приемлемо: учиться с экрана компьютера дети не могут. Приходится учителям решать многие непростые проблемы и прежде всего – как вызвать интерес к неяркому, порой монотонному, но необходимому познавательному труду.

Учителя начальной школы будут шире внедрять в учебный процесс новые информационные технологии и максимально использовать их возможности для решения задач обучения и воспитания. С этой целью весьма желательно и даже необходимо:

• иметь классный компьютер с полным набором программ, периферийных устройств и проекционной техники;

• уметь пользоваться информационными средствами связи и техникой;

• хорошо понимать, для эффективного решения каких задач следует воспользоваться преимуществами программированного и компьютерного обучения;

• предусмотреть в планах осуществления учебно–воспитательного процесса, на каких этапах, для решения каких задач будут использованы те или иные информационные средства;

• использовать классный компьютер для ведения классной документации, диагностики, проектирования, прогнозирования и планирования учебно–воспитательного процесса;

  110  
×
×