144  

Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины воспитанника перед собой и другими людьми. Как и все методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние. Известны наказания, связанные: 1) с наложением дополнительных обязанностей; 2) лишением или ограничением определенных прав; 3) выражением морального порицания, осуждения. В нынешней школе практикуются неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, взыскание.

Среди условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие.

• Сила наказания увеличивается, если оно исходит от авторитетного для ученика человека. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудил не только воспитатель, но и его ближайшие товарищи, друзья. Поэтому воспитатель опирается на общественное мнение.

• Не рекомендуется применять наказания для всего класса.

• Если решение о наказании принято, нарушитель должен быть наказан.

• Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, с учеником сохраняют нормальные отношения.

• Наказывая, воспитатель ни при каких обстоятельствах не должен оскорблять воспитанника. Наказываем не по личной неприязни, а по необходимости. Формула «проступок – наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

• При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества.

• Основа для применения метода наказания – конфликтная ситуация. Но не всякие отклонения от нормы приводят к конфликтам и далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких–либо общих рецептов в этом вопросе, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, побудивших ребенка его совершить, наказание может быть очень различным – от самого легкого до самого сурового.

• Наказание – сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не следует торопиться, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, нет полной уверенности в справедливости и пользе наказания.

• Не следует превращать наказание в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что оступившегося наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

• Личностная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема: если педагог руководствуется индивидуальным подходом, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он его отвергает, то видит лишь проступок, но не школьника, его совершившего. Надо объяснить свою позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему он поступает так или иначе; надо узнать, какую позицию они разделяют.

• Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, понимания того, что одними наказаниями делу не поможешь.

Субъективно–прагматический метод основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно. Развитие общественных и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую конкурентную борьбу, заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Не удивительно, что школьное воспитание в развитых странах приобретает все более утилитарный характер и подчинено по сути одной цели – найти по окончании учебного заведения работу, не остаться без средств к существованию.

Педагоги используют напряженную общественно–экономическую ситуацию в воспитательных целях. Они прежде всего подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально–экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что невоспитанные, необразованные люди имеют мало шансов занять хорошие должности, оказываются на низкооплачиваемых и непрестижных работах, первыми пополняют ряды безработных. В этой связи воспитание приобретает обостренно–личностную направленность; воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы, что большинство предприятий в ряде стран сделало обязательным условием для поступления на работу или учебу.

  144  
×
×