151  

Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно–ориентированное воспитание. Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложившиеся стереотипы принудительной педагогики. В воспитании, ориентированном на личность, перспективными являются такие формы взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, которые активизируют процесс повышения воспитательной инициативы у детей. От состояния «я должен» к состоянию «я хочу» приводит ребенка его личное отношение к тому, что он делает. Чтобы это произошло, нужно отказаться от многих устоявшихся педагогических привычек.

Личностно–ориентированное воспитание – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью, ставится в центр воспитательного процесса, основанного на принципах гуманистической педагогики: самоценность личности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка, учет особенностей индивидуального развития, отношение к ребенку как полноправному, ответственному участнику воспитательного процесса, который осознает свое собственное достоинство, уважает достоинство и свободу других (рис. 14).



Рис. 14. Личностно–ориентированное воспитание

Если гуманистическая педагогика выражает общую направленность воспитания на потребности человека, то личностно–ориентированное воспитание – это технология воспитательного процесса, которая раскрывает, что и как нужно делать воспитателю для достижения желаемого результата. Рассмотрим ее главные особенности.

Сердцевиной личностно–ориентированного воспитания является свобода. Детей не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы они сами пришли к пониманию данного требования лично для себя, признали и приняли его, захотели выполнить и выполнили. Для этого существуют многочисленные эффективные методы и передовой педагогический опыт.

Научные исследования закономерностей развития ребенка свидетельствуют, что, лишь сознательно овладевая в целесообразно организованном воспитательном процессе сокровищами культуры, он становится полноценной личностью. В этом процессе должны согласованно взаимодействовать воспитатель и воспитанник. Более того, для эффективности воспитательного влияния педагог должен сделать ребенка своим соратником, единомышленником, активно помогающим в создании самого себя.

За ребенком признается его уникальность, наличие различного рода устремлений, интересов, которые обязательно нужно удовлетворять, иначе развития не будет. Многие качества заложены у него на подсознательном уровне, поэтому нужно создавать социальное пространство для их проявления. И здесь педагог уже не учитель, а посредник, помощник.

Педагог должен приспосабливаться к процессу развития, но не вмешиваться в его течение. Тогда он в определенной степени обеспечивает свободу ребенка, создает условия для его саморазвития. Однако надо помнить, что ослабление педагогического влияния допустимо лишь в некоторых пределах и лишь тогда, когда воспитатель видит, что развитие ребенка носит поступательный характер. В целом же педагогическое вмешательство оправданно и необходимо. В этом–то и заключается мудрость педагогического руководства: понимать, где не нужно вмешиваться и насильственно ускорять развитие, видеть трудности ребенка, неспособность справиться с проблемами собственными силами и тогда – подтолкнуть его, значительно сэкономив при этом его время и нервы.

Только личностно–ориентированному воспитанию по силам достижение развивающей цели, поскольку оно направлено на осознание воспитанником себя как личности, на свободное и ответственное самовыражение. Этого нельзя добиться без уважительного, доброго отношения к ребенку со стороны взрослых, мнением которых он дорожит.

Традиционно еще многие наши учителя не только в младших, но и в старших классах относятся к ученику без должного уважения. Возможно, это специфика нашего менталитета, но это нужно менять, если мы хотим, чтобы ребенок воспринимал себя серьезно. Ведь очевидно, что, смирившись с таким отношением к себе в начальной школе, он не будет особенно напрягаться, чтобы ответственно взрослеть.

  151  
×
×