164  

Практика подтверждает, что слияние начальной малокомплектной школы с детским садом имеет ряд преимуществ:

– учебно–воспитательный процесс планируется на длительную перспективу и осуществляется по единому плану;

– создаются благоприятные условия для диагностики развития детей и оптимального управления этим процессом;

– возникают разновозрастные детские объединения, где воспитание младших старшими дает положительные результаты;

– экономятся средства, энергоресурсы;

– полнее используется материальная база, оборудование;

– равномерной становится нагрузка педагогов;

– создаются благоприятные условия для медицинского контроля, профилактики заболеваемости;

– устраняются сложности, связанные с переходом ребенка из детского сада в школу.

Комплекс объединяет всех. Здесь проходят родительские собрания, читаются лекции, проводятся праздники, утренники, выставки, соревнования, конкурсы.

Основной структурный компонент начальной малокомплектной школы – класс–комплект, руководимый одним педагогом–классоводом и состоящий из двух, трех или даже четырех классов. Возможные схемы соединения классов в комплекты: 1 и 2–й; 1 и 3–й; 2 и 3–й; 1, 2 и 3–й; 3 и 4–й; 1, 2, 3 и 4–й. Очень редки школы, где одновременно действуют учебные планы и программы для трех– и четырехлетнего обучения. Создавать классы–комплекты там еще труднее.

Сложность работы учителя здесь в том, что ему ежедневно надо готовиться к 8–12 урокам, распределять внимание между двумя–тремя классами. Восхищение вызывают учителя, у которых дети трудятся в полную силу, а результаты обучения и воспитания не хуже тех, что достигаются в значительно лучших условиях. Усложняет работу и неравномерная наполняемость классов. В 1 классе, например, могут обучаться 2–3 ученика, во 2–м – 6–7, в 3–м – 11–12. На следующий год ситуация может измениться: в 1 класс придет 12–14 детей, 2–й и 3–й останутся без изменений. Это влечет за собой ежегодное изменение планов учебно–воспитательной работы.

Однако не связанный работой в параллельных классах и жесткими сроками учитель начальной малокомплектной школы свободен в выборе темпа обучения. На первом плане у него – качество обучения и воспитания. Если детям трудно, он снижает темп, экономит время при выполнении более легких заданий.

На качество обучения и воспитания работают современные методические находки учителей начальной малокомплектной школы. Здесь нет второгодников. Если ученик даже слабо усвоил программный материал, его все равно переводят в следующий класс. Пробелы в знаниях он ликвидирует, когда этот же материал будут проходить ученики младшего класса. Многократное повторение знаний, которое обеспечивает малокомплектная школа, – важный способ их упрочения.

Эффективность работы начальной малокомплектной школы определяется общими и частными условиями. Первые определяют принципиальные возможности достижения высоких результатов учебно–воспитательного процесса, вторые связаны с организацией и проведением уроков, внеклассной и воспитательной работы (рис. 15).

Общими условиями являются:

– материальные (помещение, мебель, наличие пришкольного участка, технические средства обучения, учебные пособия, учебники и т.п.);

– экономические (наличие денежных средств для оплаты энергоносителей и т.п.);

– санитарно–гигиенические (соответствие учебных и других помещений определенным требованиям: освещение, температура, размер мебели и т.д.);

– экологические (прежде всего место расположения школы);



Рис. 15. Общие и частные условия эффективности работы в малокомплектной школе

– отдаленность школы (возможности приема телепрограмм, повышения квалификации учителей, методической и инспекторской помощи и т.д.);

– квалификация учителей;

– взаимодействие (с дошкольными учреждениями, средней школой, администрацией населенного пункта, родителями).

Все эти условия мало зависят от учителей, но они задают те принципиальные возможности, которые определяют уровень работы школы, качество обучения и воспитания. Если в классе холодно, нет в достаточном количестве нужных книг, а из–за расположенного рядом шиферного завода трудно дышать, надеяться на высокое качество учебно–воспитательного процесса трудно.

Однако учителя могут влиять на те условия, которые создают они сами. Все зависит от их добросовестного отношения к делу.

  164  
×
×