183  

Многие педагоги используют «дополнения» к пятибалльной шкале в виде знаков «плюс», «минус». Реально получается три градации «пятерки» («пять с плюсом», «пять», «пять с минусом»), три градации «четверки» (аналогично), три градации «тройки» и «двойки», а в результате – десятибалльная шкала оценок.

Научно–исследовательские учреждения Российской Академии образования предложили новые оценочные шкалы, которые проходят экспериментальную проверку в различных регионах страны. Некоторые склонны принять двенадцатибальную систему оценок, в которой кроме названных десяти баллов существует два экстремальных: балл «1» – «спасайте» – свидетельствует о том, что ребенок требует немедленной индивидуальной помощи или особенного внимания, вплоть до помещения в специальное учебное учреждение; высший балл «12» – экстремальный максимум («ура»), свидетельствующий о появлении способного и чрезвычайно одаренного ученика, которого следует обучать индивидуально по специальной программе.

Несмотря на преимущества десяти– и двенадцатибальной шкал оценок, они, учитывая инертность школьной системы, вряд ли будут внедрены в широкую практику в ближайшее время. Поэтому педагоги ищут способы повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы.

Первый – выставление оценок со знаками «плюс» и «минус». Существующие правила ведения классных журналов не позволяют учителям использовать оценки с дополнительными обозначениями. В этих условиях педагог идет на компромисс: в классном журнале выставляет привычные оценки без плюсов и минусов, в записной книжке – уточненные.

Второй способ состоит в том, что цифровая балльная оценка дополняется словесной. Этот способ не имеет инструктивного запрета, но используется педагогами редко и без желания, поскольку требует дополнительных затрат времени в условиях его дефицита на уроке.

Иногда учитель прибегает к третьему способу – выставлению оценки в дневнике, которое сопровождается записью, адресованной родителям. При этом используется опора на мотив ответственности ученика перед семьей.

Четвертый способ заключается в опоре на коммуникативный мотив. Каждому ребенку, оказывается, не безразлично, как к нему относятся товарищи, что думают о нем. Педагог должен это использовать, тем самым приучая детей к сопереживанию успехов и неудач товарищей по классу.

Пятый способ – использование в классе экранов успеваемости, на которых выставляются оценки всех учеников. Недостатки его в том, что это может способствовать воспитанию зазнайства у отличников и безразличия у отстающих, если надлежащим образом не нацелить учеников. Некоторые педагоги высказывают опасение, что этот способ несовместим с гуманистической ориентацией воспитания, ведь каждый учится для себя, успевает как может – зачем же личное выставлять на общий обзор? Как видно, нужно продумывать все мелочи при изменении ориентации учебно–воспитательного процесса.

Шестой способ – организация соревнования с самим собой: в конце каждой недели ученик получает словесную оценку «лучше» или «хуже». Если успеваемость за прошедшую неделю снижается, он проигрывает в соревновании, даже если остается отличником. И наоборот, слабый выигрывает, когда начинает работать лучше. В соревновании «с самим собой» все дети находятся в одинаковых условиях – неуспевающий может победить, если получит на одну неудовлетворительную оценку меньше, чем за прошлую неделю. Отличник проиграет, если вместо привычной пятерки получит четверку. Как видим, это соревнование не по успеваемости, а по изменению успеваемости.

При контролировании знаний и умений, выставлении оценок учителю следует:

– ясно осознавать, что без диагностики, анализа, контроля и оценивания знаний, умений учебно–воспитательный процесс эффективно развиваться не может;

– больше беспокоиться не о внешней форме контролирования и оценивания, а настойчиво искать способы гуманизации контроля, оценивания, выставления отметок, восприятия и понимания их учениками;

– добиваться систематичности процесса проверки и оценки учебно–воспитательной деятельности учеников;

– создавать ситуации значимости контроля и оценки;

– добиваться, чтобы ребенок понимал справедливость выставленной оценки;

– ответственно относиться к выставлению оценок: не оценивать неусвоенное, не распыляться по мелочам;

  183  
×
×