50  

Эмоциональное (эстетическое) воспитание – еще один базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи его условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, вторая – активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения:

• формирование эстетических знаний;

• воспитание эстетической культуры;

• овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

• формирование эстетического отношения к действительности;

• развитие эстетических чувств;

• приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде;

• развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;

• формирование эстетического идеала;

• формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Включение в эстетическую деятельность предполагает активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п.

Эстетическое воспитание в современной начальной школе еще не соответствует всем требованиям развития эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Сегодня концепция общего среднего образования и федеральная программа развития школы предполагают новые пути улучшения качества эстетического воспитания. Стройное здание эстетического воспитания, которое предстоит построить в школе, должно опираться на фундамент искусства. Школа не продвинется вперед на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты, красоты и духовности на остальные предметы, на жизнь школы.

Нарастание напряженности в обществе и в отношениях между людьми требует возродить и активно решать в школе задачи духовного воспитания. За долгие годы существования воинствующего атеизма из жизни общества не только были вытеснены религии, но и забыты нравственные ценности, регулирующие жизнь людей. Сегодня и наука, и простые люди все больше убеждаются в том, что многие наши беды происходят от духовного оскуднения, забвения вечных истин, норм повседневной жизни. Духовное воспитание предполагает не введение религии в школы, с этим многие не согласны, а воспитание подрастающих поколений на общечеловеческих ценностях, с чем согласны все. Активного возрождения в начальной школе требуют прежде всего духовные упражнения, помогающие школьникам овладевать навыками духовно–нравственной жизни: делать моральный выбор в складывающихся ситуациях, отвечать за свои поступки, внимательно относиться к другим и т.д. В начальной школе должны быть крепко усвоены незыблемые заповеди человеческого поведения.

Остро стоят проблемы экологического воспитания школьников. Устрашающие данные об экологическом неблагополучии заставляют школу со всей ответственностью и во всеоружии педагогических средств проводить экологическое воспитание учеников. Определенный опыт в этой области уже есть.

Среди новых актуальны задачи экономического воспитания учеников. Политика государства, рыночные отношения, коммерциализация жизни заставляют школу и педагогов разумно направлять интересы школьников, формировать правильные ориентации в товарно–денежных проблемах, давать разумную и, главное, нравственную оценку поведению людей в сфере потребления. Здесь еще немало трудностей, ведь это относительно новое для нашего общества явление.

Наконец, правовое воспитание школьников – еще один аспект современного воспитания. Преступность в стране «молодеет», а значит, школа и педагоги вместе с семьей должны быть на острие профилактических мер, чтобы уберечь детей от противоправных действий, обеспечить мир и спокойствие в обществе.

Запомним: задач у воспитания много. Главные среди них: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное), духовное, экологическое, экономическое, правовое воспитание.

Пути реализации задач воспитания

Это остро дискуссионный вопрос современной практики. Здесь много проблем. Если сравнить задачи, которые ставились перед школой в последние 10–15 лет, то увидим, что их количество возрастает с каждым годом. Рано или поздно должен возникнуть вопрос – как их реализовать в обычной школе? Увеличивать сроки обучения? Вводить вместо привычных 4 уроков по 6–7? Это не выход, дети и так перегружены. Может, игнорировать требования, которые ставит жизнь? И по такому пути идти нельзя.

  50  
×
×