94  

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

Зайцев В.Н. Практическая дидактика: Учеб. пособие. М., 2000.

Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры // Начальная школа. 1998. № 12. С. 25–32.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.

Крылова Н.Б., Александрова ЕА. Очерки понимающей педагогики. М., 2003.

Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М., 1987.

Раченко И.Л. НОТ учителя. М., 1982.

Российская педагогическая энциклопедия (2 тома). М., 2003.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. СПб., 2001.

ГЛАВА 8. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает… Вы приготовляете ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны…

К.Д. Ушинский

Понятие о методах

Как учить детей младшего школьного возраста, чтобы при разумном использовании их возможностей и неокрепших сил достичь максимального в данном возрасте усвоения знаний, умений, способов мышления и деятельности, – вечный дидактический вопрос. Поиски ответа на него выводят нас на категорию методов обучения. Метод обучения (от греч. «путь к чему–либо») – это упорядоченная деятельность педагога и учеников, направленная на достижение поставленной цели (см. рис. 9). Под дидактическими методами понимают совокупность путей, способов решения задач образования. Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно к педагогу уместно говорить о методах преподавания, а к ученику – о методах учения. Если же речь идет об их совместной работе, то здесь проявляются методы обучения, в составе которых выделяются приемы.

Прием – это элемент метода, его структурная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода. Методы реализуются через совокупность приемов, каждый из которых является отдельным действием.

В методах обучения выделяются объективная, т.е. не зависящая от учителя, и субъективная – т.е. зависящая от него, части. Например, рассказ учителя как метод обучения имеет общие свойства, характерные для всех рассказов в исполнении всех учителей. Общее здесь – объективная характеристика метода. Но рассказ в исполнении конкретного педагога имеет свои характерные особенности, привнесенные его личностью учителя. Именно наличие в методе постоянной, общей для всех, объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. В области методов больше всего проявляется индивидуальное мастерство педагогов, а поэтому они навсегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

Методы обучения выполняют много функций. Главными являются: обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная. С помощью их учителя не только обучают, но и решают вопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют на организацию учебно–воспитательного процесса.

Таким образом, метод обучения – путь к достижению поставленной цели. Методы обучения состоят из приемов – отдельных разовых действий. В методе ярко просматриваются объективная и субъективная части. Там, где педагог вносит конкретные изменения в метод, проявляется его творчество.

Классификация методов

Путей достижения цели обучения много, учитель может выбирать любой из них, но он всегда будет стремиться выбрать наилучший. Чтобы облегчить проблемы выбора, методы необходимо сравнивать по эффективности. А чтобы сравнивать, нужно посмотреть, сколько их есть, объединить в группы. Этому способствует классификация, цель которой – упорядочение методов обучения.

Первые классификации методов описывали видимую часть того, что делают учитель и его ученики на уроках. Ученики слушают, читают, отвечают, решают задачи, пишут и т.д. По этим действиям выделялись методы чтения, письма и т.п. Вскоре оказалось, что это мало помогает совершенствованию учебно–воспитательного процесса, нужно искать новые основания для классификации методов, которые отражали бы существенные их стороны, помогали их сравнивать и выбирать.

В зависимости от того, какой признак метода берется за основу, появляется та или иная классификация. Метод имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать в системы.

  94  
×
×