99  

Синтезирующие, итоговые или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации знаний, а контрольно–коррекционные (проверочные) применяются в диагностических целях, а также когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями полученные знания.

Для успешного применения беседы необходима серьезная подготовка к ней. Следует четко определить тему беседы, ее цель, составить план–конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения. Особенно важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую последовательность, раскрывать в совокупности сущность изучаемой темы, способствовать усвоению знаний в системе, по содержанию и форме соответствовать уровню развития учеников. Вопросы нужно формулировать просто, чтобы все дети, даже слабые, их поняли. Однако легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности. Не следует задавать и «подсказывающих» вопросов, содержащих ответ. Их нужно связывать с уже изученным материалом и не допускать, чтобы один вопрос содержал два и больше подвопросов, например: «Что называется предложением? Какие бывают предложения?»

Беседа, по сравнению с другими словесными методами, открывает большие возможности для осуществления личностно–ориентированного обучения. Дифференцируя вопросы в зависимости от уровня подготовленности детей, педагог получает возможность приобщать к активному познавательному процессу всех учеников класса. Беседа помогает объединить изучение нового материала с закреплением и проверкой ранее изученного. Продумывая систему вопросов, учитель будет помнить об их функциях: одни направлены на обнаружение фактов, другие – актуализацию известных знаний, опыта, третьи – установление новых связей, четвертые – применение уже известных знаний, умений в новых условиях и т.п. В особую группу он выделит вопросы диагностические, направленные на определение уровня достигнутого.

Очень важна техника осуществления вопросно–ответного обучения. Вопрос задается всему классу, и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Не следует поощрять «выкрикивающих» ответы. Слабых нужно спрашивать чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы. Если никто не справился с ответом, переформулировать, раздробить на части или задать наводящий вопрос. Не следует добиваться мнимой самостоятельности учеников, подсказывая им слова, слоги или начальные буквы, по которым можно дать ответ, не затрудняясь.

Успех беседы зависит от контакта с классом. Нужно следить, чтобы все дети принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, высказывали собственное мнение. Правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные – комментируются, уточняются. Ученику, который ответил неправильно, предлагается самому обнаружить неточность, и, лишь когда он не сумеет этого сделать, призывают на помощь товарищей. С разрешения учителя ученики могут задавать вопросы друг другу, но как только он убедится, что их вопросы не имеют познавательной ценности и задаются в целях мнимой активизации, занятие следует прекратить.

Педагогу следует знать, что беседа – неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, высокого уровня педагогического мастерства. Выбирая ее, необходимо взвесить свои возможности и возможности учеников, чтобы предотвратить «провал» беседы, ликвидировать последствия которого будет трудно.

Из сказанного видно, что методы устного изложения занимают важное место в работе учителя начальной школы. Рассказ, объяснение, беседа выполняют разнообразные функции в учебно–воспитательном процессе.

Работа с книгой

С тех пор как в школах появились книги, работа с ними стала одним из важнейших методов обучения. Главное его достоинство – возможность многократно читать учебный материал в доступном для ученика темпе и в удобное время. Учебники успешно выполняют целый ряд функций: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно–коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных, учебников эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.

  99  
×
×