123  

Нет, вообще-то с высшими церковными иерархами я приватно беседовал регулярно. Начал я лет десять назад с ректоров семинарий, ибо именно они отвечали за воспитание новой смены православного клира. А я посчитал жизненно необходимым приложить все усилия для того, чтобы новые поколения священнослужителей оказались подготовлены к буквально взрывному развитию науки и техники, кое должно было начаться по существу в ближайшее время. Ну в исторической перспективе… Но чуть позже выяснилось, что этого мало. С ректорами я беседовал о том, сколь могучим разумом одарил Господь человека, и что мы даже не понимаем, сколь много было обещано человеку, когда Господь повелел ему владеть этим миром, и что это означает не одни лишь токмо поля, леса и горы, но и глубины морские, и небеса, в кои человек тако ж рано или поздно взлетит… Тут обычно у собеседников следовал некий затык, вызванный тем, что вот этот сидящий перед ними человек говорит не то что богохульные, а и просто невозможные вещи, но… это ж царь, да еще избранник Пресвятой Богородицы! Надежа и опора всего православного мира!

Но беседе к третьей этот затык обычно успешно преодолевался, а если нет — я уделял время еще на пару бесед. Так вот, этих моих уже прошедших закалку необычным взглядом на мир ректоров принялись гнобить более высокие иерархи. И как раз именно за эти внушенные мною, но казавшиеся этим иерархам богохульными идеи. Мне пришлось ввести в круг церковных иерархов для приватных бесед еще и всех вновь назначаемых епископов и игуменов монастырей, а также всех членов Синода. Но и сие не принесло полного облегчения, пока в Москву не прибыл великий Паскаль и не замутил бодягу со своим янсенизмом[35], из-за которого он имел столь много проблем с католическим клиром и особенно иезуитами в своей Франции, но проповедовать который он считал своим непременным долгом. Так что наиболее упертые были вынуждены переключиться на него…

Так вот, с патриархом я встречался регулярно не столько по возложенной мною самим на себя обязанности, а по собственному желанию. Уж больно интересные у нас беседы происходили. И как раз во время одной из таких бесед он, посмеиваясь, сообщил мне, что имел очередную беседу с преподобным Винченцо Джованьоли, главой московской иезуитской коллегии, коий этак тонко намекнул ему, что Святой престол рассматривает Русскую православную церковь как главную среди всех православных церквей, что бы там греки ни говорили по поводу старшинства православных патриархов. Вот только, посетовал иезуит, в отличие от католического мира, где все богослужебные книги и ритуалы приведены к единому канону, все православные церкви имеют разный канон. И это, пожалуй, служит единственным серьезным препятствием для того, чтобы Русская церковь заняла положенное ей место во главе всех православных церквей…

И меня будто прострелило! Так вот, значит, откуда растут ноги у нашего раскола?! Ну латиняне…

По-видимому, эти мои чувства явственно отразились на моем лице, поскольку Афиноген поспешил меня успокоить.

— Не страшись, государь, — патриарх поднял ладонь, — иезуиты нам о сем еще со времен Грозного царя и митрополита Филарета усиленно намекают. Но впустую. Незачем нам это.

— Незачем? — зло осклабился я. — А почему?

— Да зачем нам свои книги-то по греческим образцам переписывать? — слегка удивился Афиноген. — Греки-то уже давно под магометанами. Те многие их порядки поковеркали. Ежели и не особливым умыслом, так всем укладом жизни. Эвон греки ноне свои храмы в ямах, в земле выкопанных, строят. Потому как магометане запрещают возносить церковные купола выше своих мечетей. Вот и приходится изворачиваться. И в колокола бить, опять же османы не разрешают, так греки придумали в доски бить. Так нам что ж…

— Э-э, погоди, святейший, — прервал я патриарха, — а почему это нам надобно свои книги по их образцу переписывать? А не им по нашему?

Патриарх молчал. Похоже, такая идея ему в голову не приходила. Константинопольский Вселенский патриарх считался главным среди всех православных патриархов и соответственно Греческая церковь — старшей среди православных церквей. Поэтому мысль о том, чтобы греки каким-то образом согласились изменить свои книги по русским образцам, была для патриарха едва ли не крамольной.

— Нет, государь, — мотнул головой Афиноген. — Не согласятся греки на сие. Горды больно.


  123  
×
×