57  

Во-первых, образовательный уровень. Условно-грамотными нонеча можно считать почти девяносто процентов населения страны. Почему условнограмотными? Да потому, что, к сожалению, есть у нас еще немало проблем в начальном образовании. Читать, писать и считать учат практически всех, но для получения устойчивого результата одного занятия в неделю, да еще всего лишь в течение трех-четырех лет, большинству населения слишком мало. Читают-то из тех, кто прошел через церковно-приходские школы, почти все. Тем более что есть что — число типографий в стране уже достигло трех сотен, из коих государевых только двадцать, а общее количество печатных станков — почти семи сотен, и наряду с учебной, научной и специальной литературой налажен выпуск книжек-картинок для народа и популярных толстых календарей с поучительными и занимательными историями. А вот с письмом — уже проблемы. Да и со счетом тож. Складывать да вычитать — еще куда ни шло, делить — уже сложнее, а с умножением — совсем беда. Не говоря уж о таком сложном деле, как операции с дробями. В церковно-приходских школах их даже почти и не затрагивают. В программе нет. Хотя некоторые особливо продвинутые батюшки с некоторыми столь же особливо одаренными учениками их и изучают. Ибо примеры с дробями входят в испытания для поступления в дьячьи школы и коммерческие училища. Ну да что там говорить, если и арабские-то цифры в оборот ввел именно я…

Так что с начальным образованием мы пока от Европы все-таки отстаем. Нет, не в общем числе обученных, тут мы за счет гораздо большей численности населения точно впереди абсолютно любойевропейской страны, а в доле таковых от общего числа населения, то есть в процентном соотношении. И вовсе не церковно-приход-ской характер массового начального образования сему причина. Оно в нынешней Европе почитай все такое. Светское — токмо платное и по большей части домашнее. Просто батюшки у нас покамест не настолько образованные, насколько требуется, да и времени на обучение шибко мало отведено. Но более — никак не получается. Не будут мужики своих детишек так надолго от помощи по хозяйству отвлекать. А кто, может, и не против, так бедноват у нас покамест народ-то по сравнению с Европой. Не многие из народа могут себе позволить домашнего учителя оплачивать. Да и батюшкам более интенсивные занятия тоже не очень по карману. Хотя те, кто готов и, главное, может из своего кармана за образование детей приплачивать, уже появились. Деловая-то активность крестьян резко повысилась. Помимо обычных крестьянских занятий в общинах создают и иные артели — ложечников, рукавичников, валенки валяют и еще многим другим занимаются. Да и с массовым производством тушенки я тоже угадал. Редко какой крестьянский двор пару бычков в год на мясные мануфактуры не сдает. А это почитай лишних три рубля в год доходу. Так что зажиточность населения растет. А там, глядишь, лет через десять — двадцать в общинах и смогут на свой кошт специального учителя для детишек нанимать. Но пока еще до сего далеко…

Ну да зато на следующих ступенях образования у нас все вроде как в порядке. Исходя из современных реалий, конечно. И дьячьи школы, и торговые училища, почитай, в каждом губернском городе имеются. А в царевых городах таковых даже по несколько. В Москве, например, аж целых девять — шесть дьячих и три торговых. И еще в стране почти двадцать ремесленных училищ, конкурс в кои выше, чем в университеты и академии. Ну а о царевых школах и упоминать нечего. Я вообще не представляю, к какому виду причислить даваемое там образование. Обычное среднее оно переплевывает с гигантским запасом, да и университетское зачастую тож. Хотя вроде как считается чуток ниже. Во всяком случае, выпускники царевых школ в университеты и академии поступают, но весь курс по большей части проходят экстерном. За пару-тройку лет вместо семи — десяти. Аккурат за первый такт «жилого». Сразу после первого периода службы, поскольку выпускники царевых школ служат непременно. Ибо для дворянства служение отечеству — первая обязанность! А все потому как иметь университетский бо академический диплом считается престижным. Ну и девять высших коммерческих школ, кои по примеру царевых устроены, но на кошт «государевых городов» содержатся. Программа для них оттуда взята. Хотя и изменена. Скажем, воинскому делу отведено вполовину меньше времени, так же сильно сокращено коновальство, кашеварство и некоторые другие предметы, зато часы, отведенные на занятия языками и математикой, увеличены. Но все их выпускники, опять же в обязательном порядке, все одно идут служить. Правда, не как служилое сословие, а всего лишь на первый служилый такт — то есть на три-четыре года. Далее — уже по желанию. Потому что никакой не служившей государству прослойки элиты у меня в стране не будет!

  57  
×
×