9  

Уважаемые дамы и господа, если выяснилось, что не только некоторые оговорки и ошибочные действия имеют смысл, но и их значительное большинство, то, несомненно, этот смысл ошибочных действий, о котором до сих пор никто не говорил, и станет для нас наиболее интересным, а все остальные точки зрения по праву отойдут на задний план. Мы можем оставить физиологические и психофизиологические процессы и посвятить себя чисто психологическим исследованиям о смысле, т. е. значении и намерениях ошибочных действий. И в связи с этим мы не упустим возможности привлечь более широкий материал для проверки этих предположений.

Но прежде чем мы выполним это намерение, я просил бы вас последовать по другому пути. Часто случается, что поэт пользуется оговоркой или другим ошибочным действием как выразительным средством. Этот факт сам по себе должен нам доказать, что он считает ошибочное действие, например оговорку, чем то осмысленным, потому что ведь он делает ее намеренно. Конечно, это происходит не так, что свою случайно сделанную описку поэт оставляет затем своему персонажу в качестве оговорки. Он хочет нам что то объяснить оговоркой, и мы должны поразмыслить, что это может означать: хочет ли он намекнуть, будто известное лицо рассеянно или устало, или его ждет приступ мигрени. Конечно, не следует преувеличивать того, что поэт всегда употребляет оговорку как имеющую определенный смысл. В действительности она могла быть бессмысленной психической случайностью и только в крайне редких случаях иметь смысл, но поэт вправе придать ей смысл, чтобы использовать его для своих целей. И поэтому нас бы не удивило, если бы от поэта мы узнали об оговорке больше, чем от филолога и психиатра.

Пример оговорки мы находим в Валленштейне (Пикколомини, 1 й акт, 5 е явление). Макс Пикколомини в предыдущей сцене страстно выступает на стороне герцога и мечтает о благах мира, раскрывшихся перед ним, когда он сопровождал дочь Валленштейна в лагерь. Его отец и посланник двора Квестенберг в полном недоумении. А дальше в 5 м явлении происходит следующее:

Квестенберг

  • Вот до чего дошло!

(Настойчиво и нетерпеливо.)

  • А мы ему в подобном ослепленье
  • Позволили уйти, мой друг,
  • И не зовем его тотчас обратно –
  • Открыть ему глаза?

Октавио

(опомнившись после глубокого раздумья)

  • Мне самому
  • Открыл глаза он шире, чем хотелось.

Квестенберг

  • Что с вами, друг?
  • Октавио Проклятая поездка!
  • Квестенберг Как? Что такое?

Октавио

  • Поскорей! Мне надо
  • Взглянуть на этот злополучный след
  • И самому увидеть все.
  • Пойдемте.

(Хочет его увести.)

Квестенберг

  • Зачем? Куда вы?

Октавио

(все еще торопит его)

  • К ней!

Квестенберг

  • К кому?

Октавио

(спохватываясь)

  • Да к герцогу! Пойдем!

(Перевод Н. Славятинского)

Октавио хотел сказать «к нему», герцогу, но оговорился и выдал словами «к ней» причину, почему молодой герой мечтает о мире.

О. Ранк (1910а)[9] указал на еще более поразительный пример у Шекспира в Венецианском купце, в знаменитой сцене выбора счастливым возлюбленным одного из трех ларцов; я, пожалуй, лучше процитирую самого Ранка.

"Чрезвычайно тонко художественно мотивированная и технически блестяще использованная оговорка, которую приводит Фрейд из Валленштейна, доказывает, что поэты хорошо знают механизм и смысл ошибочных действий и предполагают их понимание и у слушателя. В Венецианском купце Шекспира (3 й акт, 2 я сцена) мы находим тому еще один пример. Порция, которая по воле своего отца может выйти замуж только за того, кто вытянет счастливый жребий, лишь благодаря счастливой случайности избавляется от немилых ей женихов. Но когда она находит наконец Бассанио, достойного претендента, который ей нравится, она боится, как бы и он не вытянул несчастливый жребий. Ей хочется ему сказать, что и в этом случае он может быть уверен в ее любви, но она связана данной отцу клятвой. В этой внутренней двойственности она говорит желанному жениху:

  • Помедлите, день два хоть подождите
  • Вы рисковать; ведь если ошибетесь –
  • Я потеряю вас; так потерпите.
  • Мне что то говорит (хоть не любовь),
  • Что не хочу терять вас; вам же ясно,
  • Что ненависть не даст подобной мысли.
  • Но, если вам не все еще понятно
  • (Хоть девушке пристойней мысль, чем слово), –
  • Я б месяц два хотела задержать вас,
  • Пока рискнете. Я б вас научила,
  • Как выбрать. Но тогда нарушу клятву.
  • Нет, ни за что. Итак, возможен промах.
  • Тогда жалеть я буду, что греха
  • Не совершила!
  • О, проклятье взорам,
  • Меня околдовавшим, разделившим!
  • Две половины у меня: одна
  • Вся вам принадлежит; другая – вам.
  • Мне – я сказать хотела; значит, вам же, –
  • Так ваше все!..

(Перевод Т. Щепкиной Куперник)


  9  
×
×