113  

— Но начинать надобно с отмены черты оседлости? — снова уточнил Николай.

Хм, похоже, мне удалось его убедить. Ай да я…

После триумфального возвращения из Трансвааля я снова попал как белка в колесо. Тем более что отсутствовал я в России почти год. Из Лоренсу-Маркиша мой отряд, уменьшившийся до двух кораблей («Витязь» оттуда отправился в Тихий океан), обогнул южную оконечность Африки и двинулся в дальний поход, закончившийся в Нью-Йорке. Там с борта «Герцога Эдинбургского» было сгружено почти пять тонн золота и отправлено в хранилища банка «Кун, Лееб и K°», служившего нашим основным финансовым оператором в САСШ. Еще три с лишним тонны, то есть двести пудов, заняли свое место в лондонском банке «Берингс». Затем пошли Бельгия, Голландия, Германия, Швеция, так что до России добралось всего четыре с половиной тонны золота. Но и это было значительной цифрой, ибо на территории Российской империи за весь прошлый год было добыто всего около сорока тонн золота. Тем более что и издержки на добычу золота в Трансваале по итогам первого года эксплуатации составили менее двадцати шести процентов, в то время как добыча золота в России обходилась куда дороже… То есть эту долю составили не все потраченные на обеспечение добычи средства, потратил-то я куда больше, а расчетная величина. Ведь многие вложения, сделанные за прошедшие три года, потом будут работать и окупаться очень долго. Так что добыча золота в Трансваале обходилась куда как дешевле, чем в России.

По прибытии Санкт-Петербург я первым делом объявил, что решил передать тонну золота в Казначейство для зачисления в бюджет флота. А то уже пошли разговоры насчет того, что я гоняю крейсера в своих интересах, но за государственный счет. Ну а вообще, у меня возникла мысль, ежели с золотом все будет и далее так, как движется сейчас, то есть гораздо лучше, чем планировалось, году в 1893-м заложить так называемую «золотую» серию крейсеров. Единиц эдак из пяти-шести. Бронепалубные крейсера водоизмещением тысяч в шесть тонн, дальностью действия миль эдак тысяч под семь-восемь и максимальной скоростью хода узла в двадцать четыре — двадцать пять… Очень бы они пригодились мне во время Русско-японской. Интересно, можно будет выжать такие характеристики из появившихся к тому моменту технологий? А то опытовая станция под руководством Макарова себя очень неплохо проявила. Уже есть новые предложения по разнесенной системе бронирования, элементы которой включаются в общую силовую схему корпуса, и по новым принципам размещения вооружения. И даже раздаются робкие голоса, призывающие к отказу от таранов,[28] потому как подобная форма носа на кораблях, судя по экспериментам с моделями, съедает почти два узла скорости. Да и калибр торпед, именуемых здесь «минами Уайтхеда», просят увеличить. Потому как иначе выставленных мной требований по дальности хода и мощности заряда достичь никак не получается. Сам же Макаров увлечен повышением эффективности артиллеристской стрельбы. Я его свел с профессором Поссе, немножко капнул на мозги, употребив слова «эллипс рассеивания» и «действительный и фиктивный репер», и дело пошло. Сейчас Макаров уже в хвост и в гриву гонял отделение систем наведения, требуя немедленно выдать ему креномер, способный работать с последним образцом системы Давыдова — Однера, а от Трындина ждал немедленной поставки дальномеров с базой не менее пяти аршин. Да и в жизнь некоторые предложения уже начали внедряться. Так, Морской технический комитет объявил, что более не будет рассматривать проекты боевых кораблей, имеющих парусную оснастку. Ну да лиха беда начало…

Ну так вот, за год моего отсутствия у меня накопилось множество дел, требующих моего немедленного вмешательства. И первым из них было заселение нового дворца, отделка которого уже подходила к концу. В прошлом году я выделил последние двести тысяч из числа резервных сумм, оставшихся у меня перед отъездом в Трансвааль, для ускорения строительства, и они изрядно подстегнули процесс. Так что дворец был если и не полностью готов, то вполне пригоден для жизни. Более того, в нем уже были жильцы — три десятка сирот из семей моряков месяц назад заселили одно из крыльев.

Переезд, благодаря Диме, был организован довольно быстро. А следующие две недели я пахал, как папа Карло. Первым делом я разместил заказ на изготовление двадцати пушек Барановского[29] и шести тысяч снарядов к ним для Трансвааля. Пушки обещали изготовить к зиме, как раз когда будут закончены новые корабли для Русско-трансваальского торгово-промышленного общества. Вот и отправлю. Затем съездил в Пернов, где провел большие учения, по итогам которых раздал около трех тысяч рублей нижним чинам и попенял офицерам по поводу их собственной слабой подготовки. Потом настала пора отчетов со всех предприятий, в которых я имел долю, а их насчитывалось уже под две сотни.


28

20 июня 1866 года более слабый австрийский флот под командованием контр-адмирала Тегетгоффа нанес решительное поражение более сильному итальянскому, широко используя такой тактический прием, как таран. Например, именно тараном был потоплен флагманский корабль итальянцев — броненосец «Ре д'Италия». После этого боя идея применения тарана как средства достижения победы надолго поселилась в головах всех флотоводцев мира. И более сорока лет все корабли — от броненосцев до легких крейсеров и миноносцев — непременно оснащались выступающим снизу тараном.

29

2,5-дюймовые (63,5-миллиметровые) пушки Барановского — первый образец скорострельных патронных (т. е. использующих патрон — унитарный заряд, в котором снаряд и метательный заряд объединены в одно целое) полевых пушек русской армии. Вследствие царивших в ГАУ устаревших воззрений, не приемлющих унитарные снаряды, была практически отвергнута армией. А вот во флоте в качестве десантных пушек, коими оснащались практически все корабли того времени, применялась весьма широко.

  113  
×
×