144  

Джордж Филип рассказал о развалинах города известному немецкому геологу Карлу Мауху, который приехал исследовать Южную Африку, устроившись на корабль матросом. Он странствовал по Трансваалю и соседним с ним областям уже с 1865 года, составил подробную карту этих мест. Узнав о Зимбабве, Карл Маух сразу же двинулся в путь.

В первых числах сентября 1871 года он увидел двуглавую возвышенность. Одну вершину венчал эллиптической формы «храм» (так ученый назвал его), другую — «акрополь», а в седловине между ними покоились руины жилых построек. Величественность высившихся развалин поразила немецкого исследователя. Карл Маух увидел здесь, в тысячах километров от больших городов, точную копию иерусалимского Храма царя Соломона, а на соседней возвышенности — копию дворца царицы Савской. Сейчас уже трудно установить, откуда у немецкого ученого возникла такая версия, так как до начала раскопок многое было еще неясным. Но если, как казалось ему, это так, значит, неисчерпаемый кладезь сокровищ тоже должен быть где-то неподалеку. Но подробные изыскания Карлу Мауху провести не удалось, так как хозяин округи, вождь народа макаланга, принял любознательного гостя и, оставил его у себя. Так немецкий геолог очутился под домашним арестом: он мог сколько угодно обследовать остатки Большого Зимбабве, но его попытки заняться окрестными рудниками встречали твердый отпор.

Когда в 1872 году Карлу Мауху удалось наконец вернуться домой, его подробные изыскания вызвали настоящую сенсацию в мире старателей и золотодобытчиков. Когда в междуречье Лимпопо и Замбези хлынули авантюристы и искатели сокровищ, Англия поспешила присоединить эти области хотя и с истощившимися рудниками к своим владениям в Южной Родезии.

В конце XIX века первые исследователи Большого Зимбабве полагали, что эти гигантские каменные сооружения не африканского происхождения Стена, окружающая «акрополь», поверху выложена причудливой кладкой — настоящим каменным кружевом В одном месте над обрывом нависает каменная эспланада, на которой сидят каменные ястребы. Поэтому первые исследователи и посчитали единодушно, что ястребы — дело рук египетских мастеров, так как они действительно напоминают птицу фараонов.

В начале XX века неподалеку от каменного комплекса, на реке Замбези, была найдена глиняная статуэтка египетского происхождения с именем фараона Тутмоса III. Отпали, казалось бы, самые малейшие сомнения: Зимбабве возведен египтянами. Но в 1927 году выяснилось, что статуэтка поддельная, а других следов египтян в этом районе обнаружено не было. Что же касается каменных ястребов, то современные ученые утверждают, что они — творение рук негритянских мастеров.

Каменные сооружения Зимбабве разделяются на три комплекса зданий: ранний «акрополь» (или крепость на холме), эллиптический «храм», окруженный гигантской каменной стеной, и расположившиеся между ними руины. Крепость была возведена на самом гребне скалистой скалы — «спине крокодила». Скалы этой «спины», соединенные стеной из неотесанных глыб, вошли в нее составной частью. Спускаясь потом по склону 10-метровой толщины, стена полукольцом охватывала большой внутренний двор.

По верху стены сохранились обрубки колонн, а внутри крепости — множество помещений, где в тяжелые времена укрывались жители долины.

На обширной площадке, замкнутой огромными гранитными валунами, четко различаются фундаменты построек и внутренних стен. Ученые считают, что здесь находился дворец вождя. Через «приемную» входили в «зал», где по кругу на каменных сиденьях, спинками которых являлись каменные тотемы, располагались старейшины племени, родственники и приближенные вождя. Обыкновенным общинникам запрещалось не только видеть своего вождя, но и слышать его голос, поэтому вождь и его жены всегда были скрыты занавесками. Все переговоры велись через посредника: обычно это была ватете (сестра вождя), занимавшая видное место в семейно-родовой структуре.

Когда вождь вершил суд, то держал в руках ассегай (дротик) с золотым наконечником, которым указывал на виновного. Во время праздников вождя окружали поэты, певцы и музыканты, игравшие на разных музыкальных инструментах. Вождь являлся также верховным жрецом и отправлял религиозные обряды, которые совершались на особых «священных» холмах, где по преданиям обитали духи племени.

За «королевским дворцом» — сеть узких лазов и крытых проходов, которые ведут к ритуальной площадке, где располагалось эллиптическое здание — «Большой храм». Внешние стены его, сложенные из 900 000 гранитных блоков, украшены каменными монолитами с родовым тотемом, культом предков и изображениями птиц, сделанными из мыльного камня, дерева и глины. Изваяния орла, ястреба и голубя-трубача символизировали сверхъестественную силу и нередко связывались с кузнецом — повелителем и укротителем этих сил.

  144  
×
×