124  

С таким же реализмом выполнены портреты других правителей. Задумчивый, спокойный Калоян, строитель храма, держит в руках модель Боянской церкви. В облике Ирины читается царственное величие. Умом и добротой наделены черты лица царя Константина Асена.


Десислава. Фреска церкви Святого Пантелеймона


На стенах церкви насчитывается двадцать два изображения Христа: в разном возрасте, в разных состояниях и обстоятельствах своей земной жизни. Но авторы фресок с особой силой постарались подчеркнуть, что Христос, все преодолевая, несет людям любовь, милосердие и прощение.

Сцены на библейские и евангельские темы выполнены согласно всем канонам византийского иконописания. Но и здесь заметен отказ от условных приемов, стремление к реализму при одновременном раскрытии внутреннего мира человека. Композиции «Тайная вечеря», «Распятие» и другие выполнены в манере острохарактерной живописи. Среди сотен изображений людей нет ни одного повторяющегося лица, они все разные: гневные, добрые, безразличные, жестокие, мудрые, простодушные. Цари, воины, горожане одеты в характерную для средневековой Болгарии одежду, их окружают реалистически изображенные предметы той эпохи, плоды, цветы.

Росписи церкви Святого Пантелеймона в Бояне справедливо считают гордостью средневекового болгарского и мирового искусства.

Софийский собор в Киеве

Первым значительным памятником древнерусского зодчества стал Софийский собор – главный храм Киевской Руси. Его строительство было начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен он был в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. «Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии», – писал митрополит Евгений Болховитинов. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.


Софийский собор в Киеве


Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. В ряду всемирно известных храмов он занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII век – в не самые лучшие для нее времена, – сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять». И совершенно справедливо первый русский митрополит Илларион в проповеди, сказанной им, вероятно, при освящении Софийского собора, восхищенно говорит: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».

Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Киевской Руси. Здесь происходили церемонии «посажения» великих князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити – надписей и рисунков, относящихся к XII–XIII векам. Нацарапанные людьми того времени, они повествуют о бытовой и общественной жизни Киевской Руси, в них упоминаются имена Ярослава Мудрого, его сыновей Всеволода и Святослава, Владимира Мономаха, епископа Луки Белгородского, воеводы Ставра Гордятинича.

Сегодня к Софийскому собору со всех сторон подступают многоэтажные дома. Но даже в их окружении силуэт храма не теряет своего величия и мощи. Можно представить, какое впечатление он производил в древности, на фоне невысоких деревянных домов древнего Киева!

Проведенные уже в новейшее время исследования показали, что замысел собора принадлежит одному зодчему, разработавшему модель храма, а затем осуществившему этот проект. Этот неизвестный гений, несомненно, бывал в Константинополе и хорошо знал приемы византийского зодчества: Киевская София относится к типу пятинефного крестовокупольного храма, выработанного архитекторами Византии. Но произведение безымянного киевского мастера оказалось настолько самобытно и своеобразно, что историки искусства с уверенностью говорят о существовании в ту пору в Киеве самостоятельной школы зодчества.

  124  
×
×