53  

Просторный внутренний двор мечети Ибн-Тулуна, размерами 92–92 м, с трех сторон окружают аркады с высокими стрельчатыми арками, опирающимися на квадратные колонны. Арки покрыты строгим геометрическим орнаментом. Таких арок насчитывается здесь несколько десятков, и ни один орнамент не повторяет другой. В центре двора устроен фонтан для омовения, над которым в 1296 году был сооружен купол. Он опирается на восьмигранный барабан, стоящий на квадратном цоколе.

Мечеть Ибн-Тулуна построена из обожженного кирпича и обмазана известью. Такой способ строительства не характерен для египетских построек, он был принесен из Багдада. Внешний облик мечети строг и лаконичен. Лишенная какой-либо вычурности, она словно создана для созерцания и размышления. Ничто не отвлекает здесь человека от раздумий и молитвы. Вероятно, безымянный архитектор, строивший мечеть, добивался именно этой атмосферы покоя, чтобы человек, приходящий в мечеть, на какое-то время оставлял за порогом страсти, бушевавшие вокруг.

Стены мечети и все архитектурные детали – арки, капители колонн, промежутки между окнами, карнизы – покрывает стилизованный растительный узор – крупный, рельефный. Традиции мусульманского искусства, как известно, ограничивают возможность изображения живых существ. В результате резко возросла роль орнамента. Он украшает ковры, ткани, изделия из керамики, дерева и металла, средневековые рукописи, но особенно велико его значение в мусульманской архитектуре – орнамент придает исламским постройкам удивительное изящество и красоту.

Михраб мечети, один из самых древних элементов здания, сооруженный еще при Ибн-Тулуне, в последующие годы неоднократно переделывался. Его украшают четыре колонны с прекрасными резными капителями. Они, по-видимому, были взяты из какой-то базилики византийской времен императора Юстиниана.

Долгое время мечеть Ибн-Тулуна служила перевалочным пунктом для паломников, направлявшихся из стран Западной Африки к святым местам ислама – в Мекку, Иерусалим и Багдад. Здесь они отдыхали и совершали молитвы перед дальнейшей дорогой. Рядом с построенной им мечетью султан Ибн-Тулун устроил площадь, где он играл в поло, или в шары. На эту площадь выводят несколько ворот: Врата Благородных, Врата Гарема. Через центральную арку имел право проходить только сам Ибн-Тулун. Через соседнюю арку во время парадов и торжественных церемоний проходило войско Ибн-Тулуна, численностью около 30 тысяч человек.

Среди более чем пятисот каирских мечетей мечеть Ибн-Тулуна выделяется как своей древностью, так и высокими художественными достоинствами. Строгая, сдержанная красота мечети делает ее одним из самых выдающихся произведений средневековой арабской архитектуры.

Мечеть султана Хасана в Каире

Старый Каир – сказка Арабского Востока. Многие его дома в неприкосновенности сохранились с XVII, а то и с XVI столетия. Над лабиринтом узких улиц возвышаются древние мечети – их более пятисот. Это обилие мечетей напоминает нам о том, что с 1261 года, после падения Багдада, Каир долгое время занимал центральное место в исламском мире.

В первой половине XIV столетия султаном Египта стал Ан-Насир Насир ад-Дин аль-Хасан. Новому султану еще не было четырнадцати лет, и страной правил не столько он, сколько его приближенные, которые, как водится, не чурались интриг и козней. Спустя четыре года Хасан был свергнут и заточен в каирской цитадели. Престол занял его младший брат ас-Салих Салах ад-Дин-Салих. Но через три года произошел новый переворот – и теперь уже в заточении оказался Салих, а Хасан снова взошел на престол.


Мечеть султана Хасана


Трехлетнее заточение пошло Хасану только на пользу: в тюрьме он активно занимался науками, много читал. И если в первое свое царствование он показал себя легкомысленным юношей, то теперь Хасан взялся за ум и явил собой редкий образец просвещенного монарха.

В 1356 году Хасан начал строить мечеть, получившую, по его имени, наименование мечеть султана Хасана. Строительство было завершено через шесть лет. Спустя три года после постройки мечети произошла ужасная трагедия: один из минаретов мечети внезапно обвалился и под его обломками нашли свою смерть около сотни учеников медресе. А ровно через тридцать три дня после этого происшествия погиб сам султан Хасан. Эти обстоятельства вызвали в Каире многочисленные толки. Говорили, что Аллах недоволен султаном Хасаном и все эти трагические события – знамения Аллаха.

  53  
×
×