57  

Столица халифов стремительно росла, быстро став важнейшим международным политическим, торговым и культурным центром. Из всех тогдашних городов мира только Константинополь мог соперничать с ним в великолепии. Сменявшие друг друга халифы на протяжении двухсот лет украшали город постройками, изумлявшими мир. И последующие войны и междоусобия долго не могли остановить однажды начатое поступательное движение арабской столицы.

Одним из самых выдающихся архитектурных сооружений Багдада стала золотая мечеть Ал-Казымейн. Первоначально на ее месте находилась гробница, возведенная над могилами имама Мусы и его внука имама Казыма ал-Джавада. Этот мавзолей сильно пострадал в 1258 году при взятии Багдада войсками монголов под предводительством внука Чингисхана Хулагу. В 1367 году, во времена правления султана Увейса, здание восстановили, на могилы имама и его сына положили мраморные плиты, стены украсили изразцами с текстами из Корана, возвели над гробницами два купола и построили минарет.


Золотая мечеть


Сефевидский шах Ирана Исмаил, захвативший Багдад спустя сто лет, приказал снести старую гробницу и возвести новую. Эти работы были закончены в 1519 году. Над могилами имамов были установлены резные деревянные надгробия, изготовленные из драгоценных пород дерева со вставками из слоновой кости и бронзы. Тогда же и была построена дошедшая до наших дней мечеть с двумя куполами и четырьмя минаретами. А в 1813 году оба купола и минареты позолотили, после чего мечеть Ал-Казымейн получила название Золотой.

Здание Золотой мечети чрезвычайно богато декорировано. Два купола, четыре небольших минарета рядом с ними и четыре высоких минарета по углам ансамбля горят густой позолотой. Стены мечети, прорезанные двумя рядами сквозных стрельчатых ниш, с трех сторон закрыты высокими порталами, опирающимися на деревянные резные колонны. Центральная часть каждого портала имеет вид прямоугольного айвана, возвышающегося над порталом и расположенного напротив входа в само здание. Входы представляют собой сквозные айваны во всю высоту здания, их стены выложены изразцами, а верхняя часть богато отделана золотом и зеркальными сталактитами. Стены мечети облицованы цветными изразцами со стихами из Корана и мемориальными надписями. Каллиграфические надписи, сделанные арабской вязью, выложены на фоне тонкого растительного орнамента.

Во время реконструкции 1813 года потолок гробницы имамов был покрыт золотом, эмалью, цветным стеклом и кусочками зеркал. Стены от пола до потолка выложили цветными изразцами, а деревянные двери заменили серебряными.

В конце XIX века была заново отстроена стена вокруг мечети, а на южной и восточной ее сторонах сооружены башни с часами. В 1906 году над могилами имамов был воздвигнут массивный серебряный саркофаг.

Видеть все великолепие внутреннего убранства храма немусульмане не могут – им строго-настрого запрещен вход в Золотую мечеть. Поэтому любоваться красотой великолепного здания им можно только снаружи. Сверкающее под ослепительным южным солнцем золото, яркие краски изразцов – все это производит впечатление сказки. Восточной сказки из «Тысячи и одной ночи»…

Мечеть Кувват уль-Ислам и минарет Кутб Минар в Дели

В конце XII столетия в Северную Индию вторглись войска мусульманского полководца Мухаммеда Гури, сломившего сопротивление разобщенных индийских княжеств. В результате к началу XIII века на всей территории Северной Индии образовалось единое мусульманские государство – Делийский султанат, а ислам стал новой религией Индии. Среди сооружений, относящихся к эпохе Делийского султаната, выдающееся место принадлежит ансамблю мечети Кувват уль-Ислам с минаретом Кутб Минар в Дели, созданному в первой трети XIII столетия. Это первый по величине и важности мусульманский архитектурный комплекс в Дели.

Здание мечети Кувват уль– Ислам, построенное в правление султана Кутб-уд-дине Айбека в 1210-х годах, дошло до наших дней в руинах. Сохранились лишь фасадная стена и фрагменты молитвенного зала с колоннами. Но и в разрушенном состоянии мечеть продолжает живо напоминать о тех временах, когда она являлась самым выдающимся сооружением мусульманской Индии. Орнаментальная резьба, исполненная с большим мастерством, покрывает сверху донизу поверхность всего фасада. В этой резьбе очень интересно сочетание полос традиционного индийского растительного орнамента с надписями арабской вязью, создающее контрастный, но гармоничный декоративный эффект.

  57  
×
×