72  

За столетия своего существования собор Сан-Марко оброс часовнями-капеллами. В одной из капелл, капелле Святого Исидора, находится мраморная гробница, в которой погребен Святой Исидор. А в крещальне-баптистерии находится надгробие дожа Андреа Дандоло, одного из самых выдающихся деятелей венецианской истории, друга Петрарки. Своды баптистерия, как и самого собора, покрывает сплошной ковер мозаик, а в центре расположена мраморная купель, созданная в начале XVI века скульптором Джакопо Сансовино.

Собор Сан-Марко стал символом Венеции – Республики Святого Марка. Подобное слияние города и его патронального святого известно и в русской истории: например, в вечевых республиках Пскова и Новгорода. Вероятно, именно это слияние активных, созидательных сил народа и помощи свыше и дает такой расцвет экономики и культуры, который до сих пор потрясает нас в образах средневековой Венеции или вечевого Новгорода.

Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции

Флоренция – центр итальянской области Тоскана. В этом прославленном своими традициями художественном центре еще в X–XI веках выработалась собственная школа архитектуры, продолжавшая позднеантичное направление.

Грандиозный силуэт Флорентийского собора господствует над прославленным городом, четко рисуясь на фоне синего небосвода. Чем ближе зритель подходит к собору, тем больше начинают нарастать колоссальные размеры здания, превосходящие все привычные масштабы. У подножия собора воспринимается уже не столько красота линий и форм, сколько гигантская масса храма, увенчанного огромным куполом. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре стал зримым рубежом, отделившем архитектуру Средневековья от архитектуры новой эпохи – эпохи Возрождения.

В конце XIII века жители Флоренции начали строительство нового городского собора. Его возводили на месте древнего храма, который назывался Санта-Репарата – святая Репарата. Эту святую особо почитали во Флоренции, так как в день ее памяти в начале V века жители Флоренции одержали победу над варварами во главе с Радагайсом. В благодарность за спасение города тогда была построена церковь Санта-Репарата, которая к XII веку стала городским собором. К концу XIII века ее обветшавшее здание уже не отвечало ни вкусам, ни потребностям горожан. Оно было маленьким и не вмещало всех желающих, и вдобавок, его облик не соответствовал возросшему богатству и могуществу Флоренции.


Санта-Мария дель Фьоре


Флорентийцы решили воздвигнуть новый собор таким, «чтобы нельзя было потребовать от человеческих сил и рвения ни большей по размерам, ни более прекрасной постройки». Гигантская величина и сказочная пышность храма призваны были символизировать богатство и мощь Флоренции, стать предметом гордости ее жителей и свидетельством их патриотизма. Торжественная церемония закладки нового собора состоялась 8 сентября 1296 года в праздник Рождества Богородицы. Первый камень в основание собора был заложен кардиналом – представителем римского папы, в присутствии многочисленных епископов, священников и гражданских властей Флоренции, а также огромного количества горожан.

Первым строителем собора стал Арнольфо ди Камбио, крупнейший архитектор того времени. Он задумал построить колоссальное здание с планом в виде латинского креста. Над пересечением нефов предстояло подняться громадному куполу, который должен был стать центральным элементом всего ансамбля. Но в 1302 году Арнольфо ди Камбио скончался, успев лишь частично возвести боковые стены, полностью – стену главного фасада и наполовину отделать ее. С 1310 года строительство собора прекратилось и возобновилось только сорок пять лет спустя, в 1355 году. Во время этого почти полувекового перерыва архитектором Джотто ди Бондоне была построена колокольня собора, известная под именем «кампанилла Джотто».

Еще во время строительства, в 1412 году, новый собор был официально посвящен Богоматери и стал называться Санта-Мария дель Фьоре – собор Девы Марии с Цветком Лилии в Руке. Остатки древней церкви Санта-Репарата, которую сломали в 1375 году, вошли в объем нового здания.

С 1355 года строительством собора руководила специальная комиссия, а главным архитектором был назначен Франческо Таленти. Проект ди Камбио был отставлен, и вместо него принят новый, предусматривающий некоторое расширение собора. Но строители столкнулись с чрезвычайно сложной технической задачей: как возвести громадный купол-

  72  
×
×