128  

Собрания Атенеума (как пишет советский искусствовед Ю И Курбатов) создавались в то время, когда великие шедевры великих художников уже прочно обосновались в музеях других стран, поэтому западноевропейская живопись представлена в Атенеуме произведениями, подбор которых довольно случаен. И, тем не менее, в Музее имеются работы всех значительных живописных школ Европы — от эпохи Возрождения до XX века.

Итальянская живопись представлена в Музее картинами на библейские сюжеты, среди них выделяется полотно Дж. Бассано «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и святым Антонием». Об искусстве Германии этого же периода дает представление «Портрет молодой дамы» Л. Кранаха Старшего, в творчестве которого нашли свое воплощение такие черты немецкого Возрождения, как декоративизм и сложная линейность.

Барокко XVIII века можно узнать в динамичной, многофигурной и сверкающей красками композиции Дж. Б. Тьеполо «Похищение сабиянок», в галантной сцене А. Ватто «Качели», в произведениях А. Каналетто и Ф. Буше. С искусством нового времени посетители могут познакомиться по пейзажам импрессионистов и постимпрессионистов — П. Сезанна, В. Ван Гога и П. Гогена. В Атенеуме выставлены два прелестных этюда П. Гогена — «Пейзаж» и «Пейзаж на Таити». Сокровищем Музея является и картина В. Ван Гога «Улица в Овере» с ее интенсивным звучанием красок в сочетании с беспокойными, мечущимися линиями рисунка, что вообще свойственно полотнам этого художника.

Раздел русской живописи в Атенеуме небольшой. В нем всего 27 картин, которые были подарены Музею в 1919 году И. Е. Репиным. Семь картин принадлежат кисти самого И. Е. Репина. Среди них в основном портреты близких ему людей — жены Н. Б. Нордман (в тирольской шляпе), дочери художника Надежды, И. Б. Нордман вместе с художником и другие. Создавая эти портреты, И. Е. Репин старался запечатлеть в них то, что ему было близко в дорогих людях. Например, портрет Н. Б. Нордман — это дань его восхищения своеобразной красотой любимой женщины.

А вот портрет выдающегося финского живописца А. Галлен-Каллела — часто встречающийся у И. Е. Репина тип портрета-метафоры. В нем все усилия художника направлены на то, чтобы как можно точнее передать состояние внутреннего напряжения, бурлящей энергии при внешней, чисто нордической сдержанности и сосредоточенности модели.

Впоследствии коллекция русской живописи расширилась за счет приобретения произведений художников конца XIX—начала XX венков — А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, М. Шагала.

Работы мастеров западноевропейской и русской живописи составляют значительную часть коллекции Атенеума. Однако лицо Музея определяет богатое собрание замечательных произведений финского искусства. Экспозиция этих залов построена по хронологическому принципу, и каждый период (с XVIII века до наших дней) представлен полотнами лучших финских мастеров.

Предысторией финского искусства является XVIII век. Тогда в стране еще не было специальных художественных школ для подготовки профессиональных художников. Немногие финские живописцы обучались в Швеции или других странах Западной Европы. И, тем не менее, художественные достижения этого периода очень важны, так как именно они составили основу профессиональной финской культуры.

Основное место в финской живописи XVIII века занимал портрет. В этом жанре работали наиболее интересные живописцы — Исаак Ваклин и Нильс Шильмарк. Работы И. Ваклина представляют собой образец парадных портретов, характерных для стиля рококо. В Атенеуме представлены шесть портретов И. Ваклина, из которых особо выделяются «Автопортрет», «Портрет Марии Лош» и «Портрет мисс Хекворд». Большое значение во всех трех произведениях имеет освещение, над передачей которого И. Ваклин долго и тщательно трудился. Лучшим, без сомнения, является «Портрет мисс Хекворд», хотя он и написан не без влияния школы английских портретистов. Художник изображает молодую девушку крупным планом на фоне обобщенного романтического пейзажа, и потому полотно отличается особенной живописной утонченностью. Цветовая гамма картины состоит из сочетания зеленых, розовых, лиловых и белых оттенков. Мастерство художника так велико, что кажется, будто бант написан лишь легким прикосновением кисти, как и белый кружевной воротник и другие детали платья. Может быть, именно оттого в портрете отсутствует ложная парадность и чопорность, несмотря на внешний блеск модели.

  128  
×
×