249  

На рыжеватого цвета упаковочном конверте комплекта готическим шрифтом были выведены слова из старой немецкой песни: «Мы снова встретимся дома». Ниже заголовка была подпись: «Шесть картинок». Далее красным цветом выведены надписи: «Только для мужчин» и «Только для совершеннолетних». Каждая листовка, содержащаяся в конверте, представляет собой черно-белый рисунок со стихами на «раннем» немецком языке, распространенном до середины 1930-х годов.

Две листовки этой серии посвящены юношеской нацистской организации «Гитлерюгенд» и называются «Над вашим мальчиком также надругаются». Листовки были нацелены на то, чтобы убедить немцев, что их дети подвергались насилию со стороны нацистов в то время, как помимо нравственных барьеров в фашистской Германии существовало уголовное преследование за гомосексуализм.

Целью распространения «Шести картинок» американские специалисты считали стимулирование роста антивоенных и антигитлеровских настроений в Германии.

Для воздействия на вооруженные силы Японии подразделением психологической войны Тихоокеанского флота США также была выпущена, по крайней мере, одна эротическая листовка. Она представляет собой фотографию обнаженной японской женщины, сидящей в плетеном кресле. На обороте листовки помещен текст, в котором рассказывалось о женах японских солдат, из-за нищеты вынужденных заниматься проституцией. Там же содержался призыв к солдатам прекратить сопротивление и возвращаться к семьям.

Листовки эротического содержания выпускались и при последующих войнах и конфликтах. В ходе войны в Корее американцами была выпущена листовка в китайском и корейском вариантах, изображающая русских солдат, насилующих корейских и китайских женщин. Текст призывал к прекращению сопротивления и возвращению на родину: «Защитите ваши дома и вашу страну». Группой психологических операций была выпущена листовка, на которой изображена привлекательная девушка в купальнике с заголовком: «Единственная ценность для вас сейчас – это надежда на то, что вы останетесь живы после устрашающих атак вьетконговцев. Не отказывайте себе в праве быть мужчиной. Вернитесь к счастливой жизни и личной свободе. Объединение свободных сил правительства Вьетнама».

Но, распространяя подобные материалы во Вьетнаме, американцы не учитывали, что чем сложнее культура, тем больше выражены в ней ограничительные установки по отношению к публичным проявлениям сексуальности. Приемлемые для западных стандартов, такие листовки только раздражали уравновешенных и консервативных вьетнамцев, которые рассматривали использование эротики как признак моральной распущенности и низости капиталистического общества. Поэтому впоследствии при использовании материалов психологического воздействия на сексуальную тематику американские специалисты ограничивались изображением молодых женщин, одетых во вьетнамскую национальную одежду и избегали использования изображений обнаженных красоток. Такую же ошибку американцы совершили снова в 1981 году при распространении листовок, рассчитанных на вооруженные силы Северной Кореи.

Использование сексуальной тематики в попытке деморализовать противника не всегда приводит к успеху, а иногда производит противоположный эффект. Но все же правильное применение таких методик, учет при этом социальных, культурных, этических, религиозных и других факторов могут стать чрезвычайно эффективным средством в руках технологов психологического противодействия.

«Половая мораль» всегда принадлежала к числу наиболее традиционных элементов культуры, поэтому ее изменение воспринимается болезненно. Лозунги защиты семьи и нравственности всегда находят у объекта воздействия живой отклик. Играя на сексуальных страхах и предрассудках людей, легче всего скомпрометировать своих политических и военных противников. Поэтому специалисты психологической борьбы ведущих стран мира не собираются полностью отказываться от этих методик.

ЛЕД «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И СОВРЕМЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

ДЬЕНБЬЕНФУ, ИЛИ «ВЬЕТНАМСКИЙ СТАЛИНГРАД»

(По материалам И. Куминова и В. Яременко.) 

О Дьенбьенфу в Большом энциклопедическом словаре написано довольно скупо: «Город и уезд на северо-западе Вьетнама. В уезде в марте–мае 1954 года произошло решающее сражение, закончившееся победой Вьетнамской народной армии над французскими войсками». И все. А ведь это именно тот самый «вьетнамский Сталинград», похоронивший мечты Франции о безраздельном господстве над Индокитаем. Именно события в Дьенбьенфу впервые в истории привели в конечном итоге небольшую колониальную страну к победе в войне с крупной колониальной державой.

  249  
×
×