39  

Более серьёзны её взгляды, отражающие идеи индуизма и буддизма: «В этой жизни нет скачков и нет случайностей, всё имеет свою причину, каждая наша мысль, каждое чувство и каждый поступок идут из прошлого и влияют на будущее. Пока это прошлое и будущее скрыто от нас, пока мы смотрим на жизнь как на загадку, не подозревая, что создали её сами, до тех пор явления нашей жизни как бы случайно выдвигаются перед нами из бездны неведомого». «Человек не только создаёт свой ум, свой характер, свои отношения к другим людям, но его личная Карма (сумма всех деяний, добрых и злых, определяющая судьбу данного существа. — Р.Б.) входит в состав различных групп: семьи, народа, расы и своими нитями вплетается в общую ткань собирательной Кармы каждой из этих групп».

Некоторые её утверждения не лишены убедительности: «Наука рано или поздно вынуждена будет отказаться от таких чудовищных идей, как её физические самоуправляющие законы, лишённые души и духа… Главная и самая губительная ошибка… заключается в мысли о возможности существования в природе такой вещи, как… мёртвая материя». И ещё: «То, что в современной фразеологии называют Духом и Материей, — ЕДИНО в вечности, как Постоянная Причина». В хаосе её рассуждений встречаются и светлые мысли. Например, об извечной тайне, присутствующей в окружающей природе и в человеке, в самой сути жизни и разума. Что касается каждого из нас, Елена Петровна высказалась достаточно чётко: «Ткань человеческой судьбы вырабатывается самим человеком».

Достижения науки удивительней, чем могла себе представить Блаватская. Учёные постигают миллиардолетия жизни камня и мимолётное бытие мельчайших частиц. Оккультисты отрешаются от подлинных чудес познания ради полётов воображения.

Как только «Тайная доктрина» стала явной, воплощённой в огромные фолианты «по секрету всему свету», стали очевидны её изъяны. Подобные самоделки быстро рассыпаются, оставляя более или менее живописные руины. Хотя всегда найдутся люди, готовые им поклоняться. Воображение способно на месте груды обломков возвести прекрасный воздушный замок.

Рудольф Штейнер

Рудольф Штейнер (1861–1925) — другой знаменитый оккультист, немецкий философ и мистик. Он основал антропософию (в переводе с греческого — «человекомудрость») — учение, которое в центр познания ставит человека. Не отказываясь от науки, он полагал, что человеку необходимо испытывать духовный подъём, откровение.

Штейнер признавал переселение душ (реинкарнацию) и стремился создать условия для духовного единения людей между собой и с природой. Основал в 1913 году антропософский центр в Швейцарии. Его влияние распространялось на многих европейских интеллигентов, в том числе на русских поэтов-философов Андрея Белого и Максимилиана Волошина.

В учении Штейнера была немалая доля фантастики. Подобно Блаватской, он верил, что некогда затонули в Мировом океане материки Атлантида и Лемурия (исследования геологов и географов полностью опровергли это предположение).

По его словам, «с лунным светом на Землю приходит весь отражённый Космос». Он пытался на новый лад осмыслить древнейшие представления о духах природы и полагал, что существуют эфирные существа земли, воды, воздуха и огня.

В подобных взглядах есть доля истины, если считать Вселенную сверхорганизмом, наделённым Разумом (идея Платона и многих великих философов). Однако перевести подобные философские и религиозные воззрения на язык науки не удаётся до сих пор.

Д. Л. Андреев

Даниил Андреев (1906–1959), сын писателя Леонида Андреева, родился в Берлине, рано лишился матери, в юности испытывал видения, которые называл «прорывами в иной мир».

Закончив Высшие литературные курсы, зарабатывал на жизнь как художник-оформитель. Вечерами работал над романом «Странники ночи».

За антисоветские высказывания был арестован в 1947 году и отправлен в лагерь, где его видения усилились и участились. Там он начал писать мистический трактат «Роза Мира» — о Вселенной и человеке, извечной борьбе добра и зла, об оккультной истории человечества — с пророчествами на будущее. Вот как завершается это его сочинение:

  • Так, восходя от света к свету и от славы к славе,
  • все мы, населяющие Землю теперь,
  • и те, кто жил, и те, кто явится жить в грядущем,
  • будем подниматься к неизречённому Солнцу Мира,
  • чтобы рано или поздно слиться с Ним…
  • …в созидании вселенных и вселенных.

Он повторил идею, высказанную в XIX веке русским оригинальнейшим философом Н. Ф. Фёдоровым о высшей цели человечества — возрождении всех умерших и освоении космоса (мысль, подхваченная и разработанная К. Э. Циолковским).

  39  
×
×