142  

Достигнув финансового успеха, Форд занялся политикой. Результаты этой деятельности, однако, разочаровали его. Яростные призывы к миру в начале первой мировой войны не имели никакого воздействия. В 20-х годах он вступил в кампанию антисемитской пропаганды, но это лишь дискредитировало его. В конце концов Форд публично вышел из этой кампании. В 30-х годах он яростно боролся с организацией профсоюзов, но это восстановило против него рабочих и не принесло компании пользы. Поэтому Форд вышел из этой борьбы тоже. Однако последние действия хоть и нанесли вред репутации Форда, но оказали сравнительно небольшое воздействие на мир. Они не принизили важности его роли в революции в области промышленного производства, сильно увеличившей выработку и достаток рабочих.

92. МЭН-ЦЗЫ (371–289 до н. э.)

Китайский философ Мэн-Цзы (Мэнций) был самым известным преемником Конфуция. Его учение, изложенное в «Книге Мэн-Цзы», высоко уважалось в Китае в течение многих веков. Философа часто считали «вторым мудрецом», то есть вторым по мудрости после самого Конфуция, хотя их разделяло более двухсот лет.

Мэн-Цзы родился около 371 года до нашей эры в маленьком государстве Цу. Эпоха, в которой он появился на свет, последняя стадия правления династии Чу, расценивается китайцами как «Период воюющих государств», поскольку Китай был тогда политически раздроблен. Хотя Мэн-Цзы был воспитан в традициях Конфуция и всегда страстно поддерживал его теории и идеалы, в конце концов он стал уважаем как ученый и философ благодаря своим собственным заслугам и трудам. Большую часть своей взрослой жизни Мэн-Цзы провел в путешествиях по Китаю, предлагая свои советы различным правителям, к некоторое время был чиновником в государстве Чи, но в целом не имел постоянного политического поста.

В 312 году до нашей эры в возрасте пятидесяти девяти лет он вернулся домой в Цу, где прожил до конца жизни. Год его смерти точно не известен, но считается, что философ умер около 289 года до нашей эры.

У Мэнция были ученики, но его влияние на Китай в основном зависит от «Книги Мэн-Цзы», в которой изложены основные принципы его учения. Хотя говорят, что ученики подвергли этот труд некоторой редакции, несомненно, в основном в нем содержатся идеи самого Менция. «Книга Мэн-Цзы» идеалистична, оптимистична, выражает твердую веру, что природа человека в основном добрая. Во многих смыслах политические идеи Мэн-Цзы сильно отличаются от идей Конфуция; особенно твердо первый верил в то, что государь должен управлять главным образом моральным примером, а не силой. Мэн-Цзы был более «народным человеком», чем Конфуций. «Небеса видят и слышат так же, как люди», — одно из наиболее известных его утверждений. Мэн-Цзы подчеркивал, что самой важной частью любого государства является народ, а не правитель. Обязанность главы страны — заботиться о благополучии своего народа; особенно он обязан обеспечить моральное управление с приемлемыми условиями жизни.

В правительственной политике философ поддерживал: свободу торговли, низкие налоги, охрану природных ресурсов, 'более справедливое разделение достояния, чем существующее, и заботу правительства о пожилых и малоимущих людях. Мэн-Цзы верил, что императорская власть происходит от небес, но правитель, не думающий о благополучии своего народа, потеряет «благословение небес» и будет свергнут. Поскольку первая часть этого положения противоречит второй, философ подчеркивал (задолго до Джона Локка), что люди имеют право восставать против несправедливых правителей. Эту идею особенно приняли в Китае. Теперь, оглядываясь на историю человечества, можно сказать, что идеи Мэн-Цзы более популярны среди подчиненных, нежели среди правящих. Следовательно, не стоит удивляться, что проповеди философа не были приняты современными ему правителями. С течением времени, однако его взгляды стали значительно популярнее среди сторонников Конфуция и китайского народа. Репутация Мэн-Цзы, и до того высокая, стала еще выше во время подъема неоконфуцианства в одиннадцатом и двенадцатом столетиях. На западе, конечно, Мэн-Цзы фактически не имел никакого влияния. В частности потому, что писал на китайском языке. «Дао де цзин», созданный Лао-Цзы примерно в то же время, что и «Книга Мэн-Цзы», переведен на европейские языки много раз только из-за того, что многие люди нашли выраженные там идеи интригующими. Но лишь несколько жителей Запада нашли «Книгу Мэн-Цзы» особенно оригинальной или острой.

  142  
×
×