96  

И надо думать о том, где разместить товарищей командиров с их семьями. И где размещать солдат. И чем кормить 10 – 12, а то и 15 тысяч ртов. И чем кормить 3 тысячи лошадей. И где содержать 558 автомашин. И где их ремонтировать. И где проводить батальонные и полковые учения. Куда выводить батареи, дивизионы и артиллерийские полки на боевые стрельбы. Где тренировать водителей танков и бронемашин. И как эту рать одевать и обувать. Какими кнутами и пряниками держать под контролем.

Это я к тому, что был бы Сталин идиотом, то сначала отдавал бы приказ о формировании дивизии, а после этого начинал бы решать тысячи вопросов, связанных с её рождением.

Теперь пойдём направо и представим, что товарищ Сталин идиотом не был. В этом случае подготовку к развёртыванию как 186-й стрелковой дивизии, так и всей Красной Армии он начинал загодя. Так оно и было. Подготовка к развёртыванию Красной Армии началась ещё в 1927 году, когда страна приступила к выполнению плана 1-й Сталинской пятилетки. Подготовка к развёртыванию продолжалась в ходе 2-й пятилетки. А вот в ходе 3-й оно, это развёртывание, и началось.

В 1-й пятилетке Сталин возвёл индустриальную базу: построил металлургические заводы, шахты, рудники, электростанции. Это то, без чего не может жить и развиваться военно-промышленный комплекс. Следующий шаг – чисто военные заводы: артиллерийские, танковые, авиационные, патронные, судостроительные. И только после этого – развёртывание Красной Армии, да и то не сразу, а, так сказать, с нулевого цикла.

Представьте себе строительство промышленного гиганта. Строительства как такового ещё нет, но уже назначен директор, уже к месту строительства тянут железнодорожную ветку, уже сколачивают бараки и опутывают их колючей проволокой, уже брешут собачки и матерятся конвоиры. И не подумайте, что директору грядущего комбината легче живётся до начала его строительства. Как раз наоборот: забот у него втрое больше, так как ничего ещё не организовано.

Так и в Красной Армии. Приказ о формировании ряда дивизий отдан 19 августа 1939 года. Однако задолго до этого перспективных полковников наметили к выдвижению, освободили от старых обязанностей и обременили новыми. В марте, апреле, мае 1939 года они уже знали, что будут командирами дивизий, которых ещё нет. Они уже принимали людей, сколачивали штабы, возводили склады и хранилища, загружали их оружием, боеприпасами, обмундированием и обувью, продовольствием, проводили пробные призывы приписного состава и войсковые учения.

Для того чтобы разворачивать армию без предварительной подготовки, без нулевого цикла, надо было быть полным идиотом. А ведь товарищ Сталин не одну дивизию создавал… Премудрый и весьма серьёзный историк волен говорить и писать о Сталине всё, что угодно, только не надо Сталина считать дурнее себя.

Принимая это во внимание, согласимся, что нулевой цикл развёртывания был. Называя себя командиром дивизии, Николай Иванович Бирюков недалеко отклонился от истины, хотя никакой дивизии в марте ещё не было. Весной и летом 1939 года хлопот ему выпало по полной норме. Этот подготовительный цикл весьма близок к понятию территориальной дивизии: вроде бы дивизия есть, и вроде бы её нет. Дадут приказ, и она появится…

Приказ был отдан 19 августа.

5

Практика назначения командиров соединений и частей до того, как эти боевые единицы возникли, является общепринятой не только в армии, но и во флоте, не только у нас, но и в других странах.

Вот пример. 15 сентября 1954 года капитан-лейтенант Жильцов Лев Михайлович был назначен на должность старпома первой советской атомной подводной лодки К-3.

10 июня 1955 года капитан 2 ранга Осипенко Леонид Гаврилович был назначен командиром этой лодки.

24 сентября 1955 года – официальная церемония закладки корабля. (На этот счёт существуют разные данные. На мой взгляд, самыми точными являются сведения, которые опубликовал контр-адмирал Костев Георгий Георгиевич, опытный подводник, историк флота, профессор, член-корреспондент Академии военных наук).

9 августа 1957 года атомная подводная лодка К-3 спущена на воду.

3 июля 1958 года – начало ходовых испытаний.

17 декабря 1958 года подписан акт правительственной комиссии о приёмке К-3 с перечнем недостатков, которые предстояло устранить.

10 апреля 1959 года после устранения всех замеченных недостатков К-3 вступила в состав Северного флота.

  96  
×
×