22  

Пытается обнять Сергея, но он уклоняется.

Сергей. Но теперь-то вы мне верите? Теперь вы убедились, наконец, что вы никакая не брошенная кукла с оторванными ногами, а всеми любимая Анна Павлова? Теперь-то вы понимаете, что все ваши причитания насчет ненужности и никчемности гроша ломаного не стоят? Теперь вы видите, что всё написанное в книге Лазаревой — правда?

Анна. Да, да, спасибо вам, спасибо, Сергей Петрович! Она позвонила!.. И вам, Лидия Ивановна, спасибо! Господи, оказывается, Ирка мне перезвонила в тот же день! Боже мой, как хорошо, что я к вам пришла! И как хорошо, что я не ушла, не поговорив с вами.

Сергей. Да уж, это точно. Я очень старался вас выгнать, выталкивал изо всех сил. А вы молодец, что не поддались. Вы умеете добиваться своего, не мытьем так катаньем.

Звонит телефон.

Сергей. Мама, возьми, пожалуйста, трубку. Если это меня, скажи, что я буду позже.

Мама берет трубку.

Мама. Алё… да, Софочка…

Сергей делает ей знаки рукой, чтобы она вышла разговаривать в другую комнату. Мама выходит.

Сергей. Анна, я хотел вам сказать еще раньше, но меня что-то отвлекло…

Анна. Что, Сергей Петрович?

Сергей. Я вообще-то не собирался вам этого говорить, потом решил, что надо сказать, потом снова засомневался…

Анна. Вы о чем?

Сергей. Одним словом… Не знаю даже, как начать.

Анна. Если вам трудно об этом говорить, так, может быть, не надо? Не мучайте себя.

Сергей. Нет, я должен. Я хочу, чтобы вы знали. Никому другому не признался бы, а вам не могу не сказать. Даже моя мама этого не знает.

Анна. Вы меня пугаете… Что же это за страшная тайна, которую даже ваша мама не знает?

Сергей. Ладно, скажу, тем более мама меня сейчас не слышит. В общем, это всё неправда.

Анна. Что — неправда?

Сергей. Вся эта сказка про человека, который рассказал мне свою историю. Не было никакого человека в поезде.

Анна. Как это не было? Не может быть! А чья же судьба описана в вашей книге?

Сергей. А ничья! Почему вы считаете, что писатель должен непременно описывать чью-то реальную судьбу? Для реальных судеб существуют газеты и мемуары. А книга — это книга, это художественный вымысел. Писатель придумывает то, что ему удобно, чтобы сказать в своей книге то, что он хочет сказать.

Анна. А как же его успех, его изменившаяся жизнь? Я ничего не понимаю!

Сергей. Не было никакого успеха, не было изменившейся жизни. Потому что и самого человека не было. Это все вранье.

Анна. Но как же так… Вы же сами это рассказывали, я по телевизору видела вас… я сама слышала…

Сергей. Анна, это трудно объяснить… Понимаете, каждый журналист, и телевизионный в том числе, хочет, чтобы материал получился ярким, интересным. Это нормальное желание, его нельзя за это осуждать. Но иногда приходится прикладывать… как бы это сказать… специальные усилия. Вы понимаете меня?

Анна. Да, кажется… Нет, не совсем. О каких усилиях вы говорите?

Сергей. Да о выдумках я говорю! О выдумках, о вранье, об откровенной лжи! Меня пригласили принять участие в передаче и заранее попросили придумать что-нибудь такое, что будет интересно зрителю. Вспомните, Сергей Петрович, пожалуйста, какую-нибудь интересную историю из своей жизни. Я им говорю: «Я все интересные истории уже десять раз вспоминал и рассказывал, у меня же интервью за два последних года только ленивый не брал.» А они мне в ответ предложили что-нибудь придумать.

Анна. Как — придумать?

Сергей. Ну вот так, взять и придумать историю, которая якобы случилась в моей жизни. Вреда никому никакого, а зрителю интересно. Он и следующую передачу кинется смотреть, а вдруг и там приглашенный гость что-нибудь завлекательное расскажет. Это называется «поднимать рейтинг программы».

Анна. И что вы им ответили?

Сергей. Сказал, что умею придумывать сюжеты для книг, а не истории из собственной жизни.

Анна. А они?

Сергей. А они предложили мне рассказать эту историю про попутчика и про его изменившуюся судьбу. Сами ее придумали. Они вообще мастера на всякие выдумки.

Анна. И вы согласились?

  22  
×
×