63  

— Значит, нужно заманить столько, чтобы в следующий раз приходить оказалось некому. Чтобы даже на развод не осталось!

— Как же я тебе это сделаю? — развел руками Михайло Воротынский. — Я же не султан османский, чтобы всех басурман на коней разом посадить и в указанное место завести.

— Есть такая возможность, княже, — расплылся в широкой улыбке Зверев. — Наливай, сейчас я тебе кое-что расскажу. Перед полоцким походом довелось мне по поручению царскому несколько раз в Крым, в империю Османскую съездить. И узнал я там много интересного. В том числе про «зикр», знаешь такой обычай? «Зикр» — это закон исламский о правилах обращения с неверными. С нами то есть. Басурмане считают, что мы можем жить токмо рабами ихними, и делают все, чтобы этого достичь. По «зикру» помогать нам никак нельзя, дружить с нами тоже, мир можно заключать, только если мы сильнее многократно, а если нет — то воевать и покорять всенепременно! Коли неверный слаб, басурманин добить его и поработить обязан, кровь из носа! А значит это, друг мой, что, если османский султан узнает, что Русь слаба стала и воевать не хочет, что хочет мира и покоя — тут же покорять нас примчится, можешь не сомневаться! Вот тут его всей нашей силой ловить и надобно. Заманить и в порошок растереть. После этого лет пятьдесят, а то и все сто мы про татарские набеги ни разу не услышим, можешь быть уверен. Будут в своей норе раны зализывать да новых басурманчиков взамен пропавших отращивать. Только ставки для подобного результата должны быть подняты выше самой высшей планки. Ловушка лишь единожды сработать может и на мелочи размениваться нельзя.

О слабости и желании мира не мы должны говорить, а сам государь. Пусть письма другим правителям напишет о своем страхе перед нашествием, убежища на случай прихода османов попросит. Султану нижайшие пожелания здоровья и благополучия отправит, мир и союз вечный предложит. И заманивать нужно главным призом: Москвой, а не уездными городками.

— В уме ли ты, Андрей Васильевич? — с ужасом прошептал воевода. — Своими руками рати османские, с коими ни одна сила мира управиться не способна, под самые стены московские привести? Чур меня, чур, чур! А ну, не управимся с ними? Тут-то погибель всей земле русской и настанет!

— Забыл ты кое о чем, Михаил Иванович. О пророчестве забыл на смерть Руси, что через пятнадцать лет сбудется. Через пятнадцать лет, собравшись силою, хорошо подготовившись, они придут нас покорять. Придут вместе с ляхами и прочими слугами со всех концов своей огромной империи. И вот тогда случится истинная беда. Ныне же, коли заставим их поторопиться, появится часть малая. С Польшей сговариваться Сулейман Великолепный побрезгует. Они же веры католической, без нужды крайней мусульманам на них полагаться не след. Силы все для разгрома слабого противника собирать тоже поленится. А посему придет сюда не больше трети от той орды, что может через пятнадцать лет заявиться. Бить же врага по частям, сам знаешь, намного легче.

— Нет! — решительно отрезал князь Воротынский. — Османскую рать к Москве своими же руками доставить? Ни в коем разе! И думать даже забудь!

Год проклятых

Возможно, князь Воротынский так никогда бы больше и не вспомнил этого разговора — если бы ровно через год к нему не пришли бояре Темирев и Заболоцкий и не предложили участвовать в заговоре против уничтожителя удельных прав. По мысли князя Василия Ростовского, задумавшего переворот, Иоанна с сыном следовало известь, на стол Московский посадить Владимира Старицкого, который подтвердит заговорщикам былые и новые вольности, ибо только они и станут его будущей опорой во власти. Поддержку при этом военной силой и золотом им уже пообещал хитроумный Сигизмунд, который истребовал себе в награду Псков и Новгород с уездами.

Планы князя Василия настолько близко совпадали с жутким пророчеством князя Сакульского, что воевода изрядно испугался. От участия в заговоре он отказался, но по причине родовых уз никого не выдал. Однако на исповеди рассказал во всех подробностях все известное митрополиту Филиппу.

Каким образом в Разбойном приказе узнали об измене — никому неведомо. Но взяли всех, предав в ноябре казни девять человек. И митрополит, на диво, не послал осенью тысяча пятьсот шестьдесят седьмого года государю ни единого упрека в жестокости, хотя среди казненных оказался отшельник старец Афанасий Ивашов. Не вызвала его гнева и гибель боярина Казарина Дубровского с двумя сыновьями и десятью холопами, что вступили в жестокий бой с опричниками, привезшими царскую жалованную грамоту. За все время это оказался первый случай открытого сопротивления царским преобразованиям.

  63  
×
×