38  

Хазарат Инайат Хан


Не верьте внешнему, пусть вас интересует только то, что внутри.

Люди полагают, что шейх должен показывать чудеса и демонстрировать свою просветленность. Между тем от учителя требуется лишь обладать всем тем, в чем нуждается ученик.

Ибн Араби


Однажды я спросил своего учителя о том, как можно распознать религиозного человека. И мой учитель ответил: «Это не то, что он говорит, и не то, каким он кажется, а атмосфера, которая создается в его присутствии. Вот что является свидетельством. Ибо никто не в состоянии создать атмосферу, не принадлежащую его духу».

Хазарат Инайат Хан


«Ду-у-х… Атмосфе-е-ера… Свиде-е-е-тельство… У-у-у-у…» Стра-а-ашно? Не пугайтесь! А то уже небось думаете, что вот-вот превратитесь в нечто такое все из себя духовное, на нормального человека непохожее, которому и пива выпить ни-ни, и приврать нельзя. (Сразу вопрос к вам: откуда возьмется это самое «нельзя»? Разве оно может быть вам кем-то навязано? Вот-вот, подумайте…) Захотите — превратитесь, захотите — не превратитесь. Не относитесь к этому так серьезно! И к другому тоже — не относитесь…

Если вы относитесь к вещам действительно серьезно, вы никогда не будете воспринимать их слишком уж всерьез. Потому что жизнь — это что?.. Игра. Масштабная, но игра. Мы все задействованы в ней — полностью, абсолютно, всесторонне, мы обречены быть участниками, родившись в этом мире. Но внутри у каждого есть наблюдатель — отстраненный, не вовлеченный в суету этой игры (кто называет его Божьей частицей, кто разумом, кто истинным «Я»). Он составляет нашу реальность, точку отсчета, и это он сказал, что жизнь — всего лишь игра. Отнеситесь к вашему наблюдателю (то есть к себе) серьезно и начинайте получать удовольствие от великой игры! Да будет так!

А вот вы тут насчет «приврать» упоминали… Давайте не упустим случая и посмотрим, какую пользу можно извлечь из размышления о лживости. Не ленитесь!

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему вы врете (не нравится слово?…что ж, в литературном языке не нашлось более подходящего)? Часто это уже происходит автоматически. Согласны?

А что будет, если вы вдруг перестанете лгать, хитрить, скрывать, недоговаривать? Представили? Предлагаю отложить на время ваши представления и провести эксперимент… Главное — бдительность. Отследите момент, когда вот-вот собираетесь в очередной раз соврать… остановитесь на мгновение (только для того, чтобы включить любознательность экспериментатора), сделайте вдох-выдох… Теперь говорите.


Чувствуете наполняющие вас уважение и достоинство, спокойствие внутри? Это выигрыш экспериментатора — ваш выигрыш.


Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслом.

Бернард Шоу


Но врать-то можно не только другим, но и самому себе. При этом следует отличать «заблуждение» от «обмана». И если первое при наличии у человека способности к размышлению, анализу можно развеять, то уже если человеку зачем-то надо себя обманывать, он будет это делать, что бы вы (я) ни предпринимали.

У вас не получается объяснить человеку, что он заблуждается? Скажите, а почему вы так уверены, что заблуждается именно он, а не вы? И ради чего вы хотите его переубедить?

Для каждого обмана или заблуждения имеется реальность, подделкой под которую они являются.


Самарканда

Вообще, в суждениях о «правде-неправде» будьте поосторожней — равно как и в навязывании другим своей правды.

Однажды во время пребывания Насреддина при дворе правитель пожаловался на то, что его подданные лживы. Насреддин сказал:

— Ваше величество, истины бывают разные. Прежде чем люди смогут использовать относительную истину, им необходимо практически познать реальную истину. Но они всегда пытаются делать все наоборот. В результате люди слишком бесцеремонно обращаются со своими же искусственными истинами, подспудно чувствуя, что это не более чем выдумка.

Все это показалось правителю слишком сложным:

— Вещи должны быть или истинными, или ложными. Я заставлю людей говорить правду, и с помощью этого они приобретут привычку быть правдивыми.

На следующее утро перед открытыми городскими воротами красовалась виселица, которую окружали солдаты правителя во главе с капитаном. Глашатай объявил:

  38  
×
×