32  

Другой тип норманнских судов — аски (от слова ascus — ясень) — отличались от предыдущих своей вместимостью: каждое судно несло в себе до ста человек. На таких асках норманны нападали на Саксонию и Фрисландию, утверждал Стриннгольм, отчего и получили название аскеманны — плывущие на ясенях. Хотя, как известно, аскеманнами их впервые назвал Адам Бременский. Еще существовали так называемые кнорры (от knorrar), но, несмотря на свою быстроту и маневренность, их меньше использовали для боевых походов.

Выше упоминалось, что паруса на скандинавских судах стали использоваться с VII века. Впрочем, именно их применение в большей мере способствовало такому взрывному явлению, как викингские походы. Без парусных судов походы викингов на столь дальние расстояния были бы просто немыслимы.

На судах норманнов обычно устанавливалась одна мачта посередине, утроенная таким образом, чтобы ее можно было снимать и при надобности быстро ставить. В книге «Эпоха викингов» П. Сойер указал, как устанавливалась мачта. Посередине судна вдоль киля крепился к шпангоутам массивный дубовый чурбан длиной около 3,6 м, называвшийся kerling, т. е. старуха, или старая карга. В нем имелось гнездо, куда вставлялась мачта. На керлинге находился большой кусок толстой дубовой доски (пяртнерс мачты), лежавший на шести поперечных балках, опираясь на них. Мачта проходила через пяртнерс и силой ветра прижималась к его прочной передней части. Таким образом, сила, с которой ветер дул на парус, сообщалась корпусу. Позади мачты в пяртнерсе имелась большая щель, так что мачту можно поднимать и опускать без того, чтобы ее приходилось вынимать вверх из ее гнезда. Когда же мачта стояла на своем месте, щель закрывалась деревянным клином.

Когда мачта не использовалась, особенно во время боевых действий или при входе в бухты и реки, ее укладывали, чтобы не мешала, на две Т-образные подставки выше уровня головы человека. На судне всегда находился четырехугольный парус, сшитый из красных и белых полос шерстяного сукна (бывало и другое сочетание цветов), который можно было «зарифить», т. е. с помощью снастей — тонких канатов из шкур тюленей и моржей уменьшить или увеличить его площадь в зависимости от силы ветра.

Передняя и задняя части судна закрывались небольшими палубами. На носу находился впередсмотрящий, или вестовой, а на корме — кормчий. Средняя часть предназначалась для викингов и во время стоянок накрывалась своеобразным навесом из толстого сукна или того же паруса для защиты людей от непогоды и ветра. Его натягивали на уложенную горизонтально в Т-образные подставки мачту, играющую в этом случае роль конька.



Обязательным атрибутом любого судна были черпаки в виде деревянных, обитых железным обручем, небольших ведер, служащих для откачки забортной или дождевой воды. Постоянно несколько человек, меняясь, отливали воду из трюма. Качество конопатки швов, состоящей из коровьей шерсти и канифоли, было не идеальным, поэтому приходилось всегда выполнять эту нелегкую работу. Хотя существовавшие неписаные норвежские законы признавали корабль негодным к плаванию лишь в том случае, если три раза за два дня из него приходилось вычерпывать забортную воду. Но, естественно, не всегда выполнялось это правило.

Основой судна служил киль из единого ствола дерева, хотя позднее чаще делали его составным, сращенным, так как кораблю длиной более двадцати метров сложно подобрать такое высокое дерево. К килю посредством деревянных нагелей крепились шпангоуты, к которым внакрой через отверстия «пришивались» тонкими еловыми корнями или лозой доски различной толщины: от киля до ватерлинии использовались дюймовые набои, а над водой по бортам шли доски уже толщиной около 4 см. Посудины получались гибкими и прочными, широкими и плоскодонными, по этой причине хорошо преодолевающие мелководье, и с небольшой до 1,5 метров высотой борта. По верхнему ряду набоев — досок крепился для усиления специальный брусок — бруствер, или фальшборт, на который вывешивались щиты викингов во время хождения под парусом или, вероятно, служащие для защиты от стрел и копий во время атаки судна противником. В бортах имелись отверстия для весел, которые находились во время хождения под парусом тут же под ногами морских путешественников. Причем они были разной длины: те, что размещались на носу и корме, были заметно короче используемых в середине судна.

  32  
×
×