161  

Шумок, волной пробежавший по классу, вспугнуто оборвался и замер под пристальным взглядом учителя. А соседка возмутительницы спокойствия, сонливо улыбавшаяся, пухлощекая Я-1 вмиг посерьезнела и даже отодвинулась на краешек парты, давая понять, что не имеет с крамольными словами ничего общего.

— С тобой все ясно, Я-2, — сказал выживатель. — Но один вопрос все-таки хочу задать. Ты задумывалась над тем, почему мы никогда не называем вас в школе по именам — только по буквам алфавита? Как по-твоему, зачем? Ну что молчишь, отвечай!

— Чтоб к-каждый всегда п-помнил, на каком месте в к-классе…

— И старался быть подальше от конца! — подхватил учитель. — И дрался за каждую букву, как за место под солнцем! И не давал себя обойти! А тебя обошли все до одного. Даже эта засоня рядом, и та — Я-1. А ведь ты не дура, совсем даже не дура. Ты просто дряблая изнутри и не пытаешься в себе это перебороть. Но заруби на носу: дряблые душой и телом — первые кандидаты сама знаешь куда… — Он помолчал и обратился к классу. — Ну так кто нам внятно расскажет о подвиге Маврика?

Из всех поднятых рук выживатель выбрал самую нетерпеливую — руку А-1 с первой парты. Собственно, еще недавно этот коренастенький живчик с наступательно вздернутым носиком и острыми, как буравчики, глазками был А-2 и лишь в самом конце второй четверти сумел вырваться вперед, поменявшись местами со своим главным конкурентом. Решающим стал урок, на котором ему удалось с первой же попытки откусить голову живой мыши — задача, оказавшаяся невыполнимой для доброй половины мальчишек, уже не говоря о девчонках, провизжавших весь урок. Сделавшись первым учеником и автоматически — старостой, А-1 с удвоенным напором активничал по всем предметам, чтобы закрепить свое положение.

— Я-2 упустила очень важную деталь, — напористо начал он. — На случай голода у участников Похода Выживания имелся НЗ — нежизняк, имя которого…

— Минутку, — остановил его учитель. И жестко приказал: — Встать!

Девочка в желтом купальнике послушно поднялась, так и не успев надеть юбку.

— Между прочим, это в первую очередь для тебя говорится, — назидательно произнес учитель. — И садиться тебе никто не разрешал. Слушай и запоминай!

— Кто из ребят нежизняк, было неизвестно даже Вожатому Похода, — продолжил А-1. — Он узнал имя только тогда, когда уже не оставалось другого выхода и пришлось, как положено по инструкции, вскрыть запечатанный конверт. Но энжэ каким-то образом пронюхал или уже раньше догадывался. В общем, эта мразь попыталась бежать. А когда понял, что не уйти, успел выпить какую-то дрянь, отчего мясо стало непригодным в пищу. И отряд оказался в безвыходном положении. Они бы неминуемо погибли, если бы юный герой не предложил себя. Его самоотверженный поступок стал спасением…

— Ты что-то хочешь спросить? — Выживатель увидел поднятую руку А-2.

— Уточнить, — нетерпеливо вскочил с места экс-староста, оказавшись на голову выше стоящего рядом соперника. Самый сильный в классе, А-2 до сих пор не мог примириться, что дал себя обойти этому юркому живчику, и не упускал случая осадить выскочку, в надежде рано или поздно вернуть лидерство. — Он не сказал, что ребята очень любили Маврика и уговаривали его не приносить себя в жертву. Но Вожатый объяснил, что отвергнуть такой святой порыв — значит глубоко оскорбить мужественного мальчика, и…

— Я хотел это сказать! — протестующе перебил А-1.

— Хотел, да вспотел, — съязвил бывший лидер и тут же был усажен учителем на место.

— Да, ребята скрепя сердце пошли на это, — шмыгнув посиневшим от холода носиком, А-1 заговорил еще напористей и громче прежнего, словно это могло помочь ему хоть немного согреться. — С тяжелым чувством принялись юные жизняки за эту грустную трапезу. Но в го же время они ощущали, как вместе с калориями вливается в них бесстрашие Маврика и его сила духа… И все-таки они не могли в чем-то не нарушить его волю. Маврик горячо просил товарищей потребить его целиком я полностью, но ребята оставили в неприкосновенности сердце и селезенку героя, и они хранятся сейчас заспиртованные в доме-музее бессмертного мальчика. — Тут А-1 обратил взор на гипсовую фигурку в нише у доски и с поклоном прочувствованно заключил: — Мы никогда-никогда не забудем тебя, Маврик! Твой подвиг всегда будет озарять нам путь!

— Жизняк! — похвалил учитель. — Вот так и надо рассказывать. — Он глянул на иззябшую полуголышку на задней парте. — Надеюсь, ты поняла, Я-2? А в музей Маврика мы поедем в мае. Все, кроме слякоти… — Выживатель подошел к столу, раскрыл журнал и, найдя нужную графу, написал: «Прогрессирующая дряблость, 20 минус-баллов». — А теперь — разогревка! И снова минута радостного дикарского беснования под зорким взглядом учителя, оценивающим каждый прыжок, каждый взмах руки. А потом — короткий жест, вернувший всех за парты.

  161  
×
×