144  

Меньшинство требовало перехода от занятий с рабочими в кружках к руководству массовой борьбой рабочего класса и от пропаганды к открытым формам политической борьбы против самодержавия, выдвинув задачи перевода экономических стачек на политические рельсы, организации и проведения демонстраций рабочих, более широкого использования улицы для политической борьбы за свержение самодержавия.

Большинство «Месаме-даси», во главе с Н. Жордания, отрицало необходимость перехода на массовую агитацию и открытую борьбу с самодержавием.

Меньшинству (тт. Сталину, Кецховели, Цулукидзе) в решительной борьбе с большинством «Месаме-даси», расширяя свое влияние в рабочих социал-демократических кружках в 1899–1900 гг., удается перевести тифлисскую социал-демократическую организацию от узкой кружковой пропаганды к массовой агитации и политической борьбе против самодержавия.

Эта группа (меньшинство «Месаме-даси») послужила зародышем революционной социал-демократии.

На огромной революционной работе товарищей из меньшинства «Месаме-даси» нам придется дальше остановиться более подробно.

Разногласия между большинством и меньшинством «Месаме-даси», возникшие в 1898–1900 гг., превратились в общие разногласия по вопросам большевизма и меньшевизма после II съезда партии, главным образом с конца 1904 г. и в начале 1905 г.

Большинство «Месаме-даси», во главе с Н. Жордания, особенно после отхода Плеханова к меньшевикам, определилось на позициях меньшевизма, а меньшинство – ленинско-искровская группа «Месаме-даси» стала на позиции большевизма и в конце 1904 г. под руководством товарища Сталина оформилась как ленинская большевистская организация.

В конце 1904 и в начале 1905 г. в тифлисскую большевистскую организацию входили тт. И. Сталин, А. Цулукидзе, М. Цхакая, А. Джапаридзе, Ст. Шаумян, М. Давиташвили, С. Инцкирвели, С. Спандарян, Ф. Махарадзе и такие передовые рабочие, как М. Бочоридзе, В. Стуруа, Г. Телия, 3. Чодришвили, Я. Кочетков, Г. Азнаурашвили и др.

Таким образом, в решительной и непримиримой борьбе против грузинского «легального марксизма», против большинства «Месаме-даси», возглавляемого Н. Жордания, зародилась, оформилась и выросла под руководством товарища Сталина революционная ленинско-искровская, социал-демократическая большевистская организация в Закавказье. (Аплодисменты.)

Между тем, в ряде своих работ т. Ф. Махарадзе допускает неправильное освещение истории «Месаме-даси» и дает неверную оценку роли и значения «Месаме-даси».

Тов. Махарадзе представляет «Месаме-даси» как однородную, последовательно революционную марксистскую социал-демократическую организацию, умалчивая о тех больших и острых разногласиях и внутренней борьбе, которая там имела место.

Говоря о «Месаме-даси», Ф. Махарадзе пишет:

«Это было совершенно новое направление, новая идеология, которая противопоставлялась идеологии всех господствующих классов и которая объявила беспощадную борьбу, борьбу не на жизнь, а на смерть всем классам-поработителям» (Ф. Махарадзе. К 30-летию существования тифлисской организации. Изд. 1925 г., стр. 25).

«В тогдашних закавказских социал-демократических организациях (у т. Махарадзе речь идет о периоде 1893–1904 гг. – Л. Б.) вообще оппортунистические и ревизионистские тенденции мало встречались, можно даже сказать, что вовсе не имели места» (Ф. Махарадзе. Предисловие к книге А. Цулукидзе, изд. 1927 г.). «У нас марксистскому течению почти не приходилось вести борьбу с каким-нибудь другим течением в рабочем классе, как это произошло в других странах…» (Ф. Махарадзе. К 30-летию существования тифлисской организации. Изд. 1925 г., стр. 42–43).

Тов. Ф. Махарадзе, во-первых, объявляет «Месаме-даси» целиком подлинной революционной марксистской социал-демократической организацией, допуская идеализацию роли и значения «Месаме-даси», и, во-вторых, смазывает борьбу ленинско-искровской группы против большинства «Месаме-даси».

И это в то время, когда еще в 1904 г. даже меньшевистская газета «Искра» (новая «Искра») вынуждена была признать легально-марксистский оппортунистический характер большинства «Месаме-даси» и ее теоретического органа – газеты «Квали».

Вот что писала меньшевистская «Искра» о газете «Квали» периода 90-х гг.:

«Впрочем, склонность к теоретическим схемам, отвлеченность, преобладание общей идеи об „экономическом факторе“, если хотите, некоторая безжизненность, характеризовали „Квали“ еще в эту пору. В этом отношении „Квали“ шла до известной степени по стопам русского легального марксизма первой половины 90-х гг., отражением которого эта газета и являлась» («Искра», № 60, 1904 г.).

  144  
×
×