122  

— Ну-ка, что у вас тут, — заинтересовался я.

По мере чтения меня охватывала законная гордость учителя за в чем-то превзошедшего его ученика — документ был составлен блестяще, демонстрируя полную компетентность автора в высоком искусстве демагогии. С глубокой скорбью Гоша извещал, что в то время, когда весь народ, за исключением немногих отщепенцев, напрягает все силы в борьбе с сильным и коварным врагом, находятся люди, вступающие в связь с пособницами этого врага. Особенно его величество огорчает тот факт, что данный человек принадлежит к императорской фамилии и позорит своими действиями не только себя… Это вместо того, чтобы быть опорой трону. Дальше шел перечень причин, по которым данный брак ну никак не мог быть признан допустимым. Тут был и насквозь фальшивый графский титул избранницы, и ее неопределенная национальность (так в тексте), и то, что дама ни разу не православная…

В общем, Кириллу отныне запрещалось появляться в России — до исправления своих прискорбных ошибок и принесения официального раскаяния в их свершении. В конце бумаги рукой Мари было дописано мягкое, буквально отеческое сожаление его величества о том, что великий князь Владимир Александрович в силу своей бесконечной занятости не смог уделить должного внимания воспитанию отпрыска.

— Замечательно, — сказал я, — но, я так понял, есть еще какой-то вопрос, требующий совместного решения до моего отъезда. Какой именно?

Это был мини-спектакль для Мари. Позавчера вечером она намекнула сыну, что у нее на примете есть очень подходящий человек на пост министра внутренних дел, а именно саратовский губернатор Петр Аркадьевич Столыпин. Сразу после матери Гоша отправился на узел связи Зимнего, где и обсудил со мной эту инициативу. Так что я был вполне в курсе и нисколько не против, но нельзя же лишать даму удовольствия проталкивать свою креатуру! Поэтому я минут десять слушал рассказ Мари о том, почему именно сейчас нам понадобился именно Петр Аркадьевич.

— В принципе это неплохо, — сказал я, постаравшись, чтобы в голосе свозила малая толика сомнения. — Действительно, в такой момент около императора должен быть человек, взявший на себя часть неизбежной сейчас грязной работы — вот поэтому, я так понимаю, дорогая Мари и предлагает данную кандидатуру… Но почему на такой частный пост, только эмвэдэ? Ввести должность премьера, им и назначить.

Через десять минут вопрос был в принципе решен, и Гоша отбыл по делам, а мне оставалось сделать так, чтобы Мари считала своей инициативой еще одну мою задумку…

— Единственно, что вызывает у меня некоторые сомнения — сообщил я, — это энергичность Петра Аркадьевича, его напор. Как-то я не уверен, что в мое отсутствие Гоша сможет должным образом направлять этот напор в нужную сторону…

— Дорогой, он-то как раз и сможет. А вот твои попытки как-то корректировать политику премьера в нужную сторону скорее всего привели бы только к ссоре… И потом, около Жоржа остаюсь я.

— Неплохо, конечно, — согласился я, — но хватит ли у тебя сил? На тебе же весь императорский двор и работа по недопущению возникновения еще какого-то параллельного, а ты ведь не совсем здорова…

— Ты мне еще про возраст скажи! — возмутилась Мари. — Напомнить, сколько должностей у инженера — ой, извините, ваша светлость, канцлера Найденова? Да, и еще один вопрос. Сейчас ты, конечно, поедешь к Татьяне или еще не знаю куда. Но вечером будь любезен вернуться в Аничков — в конце концов, послезавтра ты снова улетаешь! А у японцев самолеты далеко не кончились, я специально интересовалась…

Глава 39

Давно подмечено, что в дальней поездке первую половину пути думаешь о прошлом — не забыл ли чего, например, а вторую — о будущем. То, что я не ехал, а летел, дела не меняло, тем более что первый этап машину вел второй пилот — у «Кошки» было всего одно пилотское место.

Маршрут у нас был Питер — Казань — Омск — Красноярск — Иркутск — Харбин — Владик, его планировалось преодолеть за пять дней. На первом этапе я летел пассажиром — якобы мне надо было работать с документами, а на самом деле просто лень было перед полетом зубрить маршрут. Дальше-то заблудиться было невозможно — лети себе вдоль железки, тут она одна и долго еще таковой останется…

На всякий случай и от нечего делать я еще раз просмотрел копии бумаг о передаче в казну оружейного, моторного и двух авиационных заводов. Конкретно эти предприятия были выбраны в основном из экономических соображений — оружейный изначально был планово-убыточным, моторный завод поставлял всю продукцию нашим же авиационным, в силу чего говорить о прибылях не приходилось. Авиазаводы, особенно второй, в Иркутске, были вполне себе рентабельны, но общая обстановка требовала резкого увеличения объемов производства и, значит, серьезных капиталовложений. Поэтому Гоша и изобразил красивый жест — мол, в тяжелую для России минуту он сделал посильное пожертвование на победу и теперь ждет аналогичных шагов от других предпринимателей.

  122  
×
×