83  

В моё время учили, что реальный мир существует вне и независимо от сознания человека, которое вторично по отношению к нему; что реальность представляет собой движущуюся материю, и в действительности ничего кроме неё нет. Идеальное или противопоставляли материи, или превращали в её производную, переворачивая мир с ног на голову. Сегодня же не вызывает возражений идея о том, что действительность больше, чем мы о ней думали, что материя – абсолютно не вся реальность, что у реальности есть, по крайней мере, ещё одна полноправная часть – идеальное. Она – не «лишь свойство» первой и должна занять в ней своё законное место. Правда, она настолько всеобъемлющая и безусловная, что сама может превратить материальную сторону в «лишь свойство».

Новые научные взгляды на действительность отодвинули в сторону, прежде всего, сам материализм. Он оказался тупиковым ответвлением, нежизнеспособной ветвью на стволе познания. Появился интерес к старым, давно отвергнутым теориям. Правда, сегодня и Эйнштейновские представления перестают быть однозначно приемлемыми. В общем, путь познания тернист и никогда не известно, что стоит за очевидным результатом эксперимента.

7. Вариант описания

«Различное» по-разному

Действительность бесконечно многообразна, саму её суть неизменно составляет «различное». Так вот совершенно очевидно, что само «различное» может транслироваться действительностью тоже по-разному. Можно усмотреть, по крайней мере, две вещи, которые: делают материальный мир отличным от мира сознания.

Первая. Определённость любых вещей окружающих нас в повседневной жизни можно охарактеризовать их числом, величиной и объёмом – все они представляют собой количественные характеристики. Существует известное изречение: «Всё в мире есть число», приписываемое Пифагору. Действительно для описания физического мира необходимо и достаточно пространственных количественных характеристик. Однако мы переживаем всю вселенную исключительно на территории сознания. Наше восприятие – волшебный механизм, превращающий внешний бульон вибраций в чувственные образы, которые сами по себе вообще не имеют количественных характеристик, к примеру: красный цвет, кислый вкус или жёсткое сиденье стула. Хотя при этом и пространство, то есть количественное разнообразие, в нашем сознании вполне присутствует тоже. В сознании «различность» реализуется и в виде количеств, и посредством разных качеств. Причём качество – это такой феномен, который существует только для сознания.

Разные количества всегда можно соотнести друг с другом, сравнить и выразить одно через другое, а вот разные качества несравнимы: невозможно соотнести синее с зелёным, а острое с мягким. Качества не сводимы друг к другу и поэтому законно полагать, что реальность чувственных образов «выше» реальности материальной, то есть если суть бытия составляет «различное», то реальность сознания как бы «реальнее».

Второе. Мир материи – это глобальный процесс становления: всё время возникает нечто новое на месте исчезающего старого. Эзотерики говорят, что мир постоянно умирает и рождается заново. Для материи не существует длительности, а значит и времени. Для мира, который в наличии всегда лишь сейчас, реальна только пространственная различность. Это в нашем сознании меняющиеся «картинки» запечатлеваются. Мы как бы просматриваем их кадр за кадром – в результате возникает «кино», возникает идея об изменениях, о движении, о времени. Более того, и сновидения, и видение прошлого и будущего, которое демонстрируют экстрасенсы, подтверждают, что в сознании существует всё «кино» целиком. Само собой разумеется, что на территории сознания мир находится не в виде материи, а в виде совокупности чувственных образов. Материальных же «было» и «будет» вообще не существует.

Для территории чувств время реально так же, как пространство – для мира материи. Более того, время в чём-то схоже с пространством. Я думаю, что оно подобно пространству тоже «трёхмерно». Одно его «измерение» связано с прошлым и будущим – таким время всем знакомо прямо сейчас, на протяжении телесной жизни. Вторым «измерением» может считаться вариантность событий наяву и бесчисленные фантазии сновидений. Третье «измерение» времени распознать немного сложнее, но оно определённо есть, потому что увидеть первое и второе, которые образуют как бы плоскость телесной жизни, возможно только приподнявшись над ней. Сейчас мы воспринимаем время как линию из прошлого в будущее, по которой движется человек подобный точке. Но возможность постоянно выбирать самим направление для своей линии-жизни наяву и переживание в сновидениях прошлого, будущего и вовсе других вариантов существования постоянно демонстрирует существование плоскости. Скорее всего, третье «измерение» времени, которое призвано сделать нас по-настоящему «объёмными», связано с путём от сознания чувствующего и переживающего к сознанию творящему, от человека – исполнителя к человеку – творцу.

  83  
×
×