13  

Список целей – вещь не статичная, а динамическая, требующая поправок и пересмотра с учетом времени и корректировок в ценностной шкале. Периодически вносите в составленный список поправки, вписывайте новое, удаляйте лишнее, выделяйте ярким маркером то, чего удалось добиться. Кроме того, вы, наверняка, обнаружите, что вполне в силах осуществить свою заветную мечту, испробовав совсем иной подход, который будет гораздо более ей соответствовать.

ФОРМУЛИРУЙТЕ СВОЮ ЦЕЛЬ В УТВЕРДИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНАХ. Многие, когда им задают вопрос об их целях и жизненных ориентирах, говорят о том, чего они не хотят, а не о том, чего хотят. Например, «не хочу жить в деревне», «не хочу делить мужа с любовницей», «не желаю быть на вторых ролях в компании, где работаю». Мозг устроен таким образом, что формулировка цели при помощи отрицаний способна привести к такому же результату, совершенно ей противоположному.

Наша психосоматика совершенно не воспринимает частицу «не». Если я вам скажу сейчас: не думайте о желтой обезьяне, что вам навязчиво полезет в голову? Правильно – желтая обезьяна. Или, например, кошка не гонится за мышкой. Как вы представите эту картинку? По-разному. Но, скорее всего, это будет видеоряд, в котором в начале кошка настигает мышку, но потом вдруг останавливается… или картинка перечеркивается… или лента видеозаписи начинает проигрываться в обратную сторону. Но все это уже игры разума. А вот инстинктивно в первый момент ваш мозг совсем не хотел признавать не существующую для него на самом деле частицу «не».

ЗАПРЕТИТЕ СЕБЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЧАСТИЦУ «НЕ» В МЫСЛЯХ И РЕЧИ. Родители часто говорят детям, чего нельзя делать («не беги», «не кричи», «не шали», «не мешай», «не разбей», «не пей холодное молоко», «не грызи ногти»…), после чего ребенок чаще всего поступает наоборот. Не из вредности. А просто из особенностей человеческой психики, о которых родители ничего не знают. Это относится не только к детям. Игрок в баскетбол, которому кричат «не промахнись» в тот самый момент, когда мяч дугой взмывает в небо, скорее всего, промажет. Когда мне говорят «не забудь», я чаще всего забываю, если, конечно, не успею себя перепрограммировать на утверждение – «сделай это, принеси, возьми с собой»… Мысль-отрицание норовит подменить и вытеснить мысль-утверждение и именно так воплощается в жизнь.

ФОРМУЛИРУЙТЕ СВОЮ ЦЕЛЬ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ. У психики нет будущего. Только здесь и сейчас, как говорят НЛПеры. Поэтому формулировка цели всегда происходит в настоящем времени. Например, если вы скажите себе: «Летом 2007 года я хочу (собираюсь, планирую) поступить в вуз (поменять работу, родить ребенка)», то летом 2007 года вы будете продолжать хотеть, собираться и планировать…НО не достигните желаемого результата. Для того, чтобы мечта осуществилась, нужно «заказать» ее в настоящем времени – «Летом 2007 года я чувствую себя студентом (вижу себя на новой работе, ощущаю себя беременной)». Или так: «Летом 2007 года я – студент (у меня – новая работа, я – беременна)».

ФИКСИРУЙТЕ НА БУМАГЕ. Бегло запишите несколько целей, желаний и надежд, не задумываясь о точности формулировок. Если окажется, что список включает отрицательные термины или будущее время, перепишите соответствующие пункты в утвердительных выражениях, в настоящем времени.

ТРЕНИРУЙТЕ ВООБРАЖЕНИЕ. Люди способны одновременно удерживать в голове довольно малое количество мыслей. Это значит, что если вы заполните все свободное «пространство» мозга мы заполним мыслями о виде, звучании и ощущении реализации вашей цели, то просто не сможете думать о противоположном – о страхах, сомнениях, неуверенности. В действительности, когда нас захватывают какие-либо глубокие идеи или яркие, красочные картины, нам очень трудно одновременно заниматься чем-то еще.

Спросите себя

Перечисленные ниже вопросы помогут вам прояснить поставленные цели и выразить их в утвердительной форме. Со временем у вас появится привычка думать в утвердительной форме. Это один из НЛП-принципов правильной формулировки результата.

Чего вы хотите?

Что вы готовы изменить прямо сейчас?

Какой планируете результат?

Как именно вы представляете этот результат? В сенсорных категориях…

Что можете сделать иначе?

Как будете достигать поставленной цели?

2. Соотносите свою цель с контекстом

Теперь, закончив с первым этапом, спросите себя: когда, где и с кем вы хотите добиться намеченного результата? Для выбора четкой цели недостаточно ограничиться тем, чтобы просто записать ее на бумаге.

  13  
×
×