26  

Порой апологеты НЛП отмечают еще один путь получения информации – интеллект и соответственно выделяют рациональную или дигитальную системы. Считается, что рациональный канал восприятия обращен к логике и мышлению человека. При анализе чувственного канала восприятия иногда разделяют мышечную и кожную чувствительность, обоняние и вкусовые ощущения.

Люди, для которых характерно преимущественное обращение к определенному каналу, могут быть объединены в группы-психотипы: визуалы, аудиалы, кинестетики, рационалы.

Родители с различными модальностями восприятия мира придерживаются совершенно разных систем воспитания. Кинестетики мгновенно хватаются за ремень, потому что точно знают: «Пока ребенка не пнешь, он не пошевелится». Аудиалы начинают орать. Визуалы рисуют картины страшного будущего: «Еще одна двойка – и вырастешь дворником»… Родители-рационалы давят авторитетом и сложными, порой «трехэтажными» конструкциями воспитания.

А гибкие родители, которые легко перемещаются из одной модальности в другую, успевают и поорать, и ремнем над ухом просвистеть, и на жалость надавить, и пригрозить, чтобы жизнь малиной не казалась.

Какой вы воспитатель?

Как определить, какой вы родитель? И какая система воспитания вам больше подходит?

Одним из способов выявления ведущего канала восприятия является в НЛП анализ употребляемой лексики. Вот какие слова (лингвистические паттерны) могут свидетельствовать о различных модальностях.

ВИЗУАЛЬНЫЙ (ЗРИТЕЛЬНЫЙ) КАНАЛ: видеть, рассматривать, наблюдать, глядеть, блестеть, светиться, вспыхивать, казаться, отражать, темнеть, точка зрения, вид, глаз, горизонт, знак, луч, круг, белый, красный, коричневый, зоркий, красивый, форма, ярко, тускло, смутно.

АУДИАЛЬНЫЙ (СЛУХОВОЙ) КАНАЛ: говорить, бормотать, слушать, молчать, звать, свистеть, разговор, голос, мотив, мелодия, тишина, молчание, звук, громкий, тихий, звонкий, шумный, громко, вслух, молча.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ (ЧУВСТВЕННЫЙ) КАНАЛ: вздохнуть, гладить, чувствовать, ощущать, жарить, давить, жать, ударять, боль, голод, вкус, вес, жара, сила, гладкий, твердый, скользкий, мягкий, холодный, остро.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ) КАНАЛ: думать, догадываться, напоминать, знать, забывать, мысль, мнение, убеждение, разум, память, думающий, умный.

Соответственно имеются словосочетания, которые связаны с преимущественным употреблением этих классов слов.

Родитель-визуал скажет своему чаду:

– На этот вопрос я имею свою точку зрения. И сейчас мы рассмотрим проблему получения двойки в четверти.

Аудиал продолжит:

– С такими оценками пора бить в тамтамы и звонить во все колокола! Ты слушаешь меня, глухая тетеря?

– Подумай о последствиях, – добавит педагог-рационал.

Кинестетик, снимая ремень, улыбнется:

– Сейчас ты ощутишь на своей попе всю остроту проблемы и примешь ее близко к сердцу.

По приведенным выше лингвистическим паттернам можно определить, какая из репрезентационных систем превалирует у вашего ребенка. И понять, как лучше с ним общаться.

На кинестетика бессмысленно орать. Аудиалу ремнем не поможешь. Визуал глух к доводам родительского разума… И, что самое важное, – грубость и давление в системе воспитания не поможет ни одному родителю найти общий язык с ребенком!

Бить или не бить?

Некоторых детей родители не били никогда. Других частенько поколачивали ремнем. Как ни странно, среди целеустремленных, напористых и амбициозных (выделяю как положительные качества) есть представители обеих групп. И все-таки я уважаю тех матерей, которые твердо знают, что бить ребенка, которого они много лет вынашивали в душе и девять месяцев вынашивали под сердцем, нельзя. Потому что он со дня своего рождения – личность, которая требует к себе уважения и имеет на это право. И я уважаю тех матерей, которые своего ребенка не бьют сами и никому другому сделать это не позволят. Ну, разве что жизнь ударит. Так с этим невозможно бороться.

Одна моя знакомая на тридцатилетии нашего общего друга рассказывала о том, как замечательно ее воспитывали родители: «У моих предков не было никаких разногласий по поводу воспитания. Если папа решил меня поколотить, мама всегда была «за». Если мама стегала меня ремнем или ставила в угол на крупу, отец говорил: «Ты заслужила».

И пока лился этот темпераментный монолог, в углу всхлипывала мама виновника торжества. Она никогда не била своего ребенка. И вряд ли могла представить такую солидарность в воспитании со своим мужем.

  26  
×
×