Итак, подытожим вышесказанное и набросаем портрет подростка.
• Колючий и злой подросток непримирим ко злу. Он боится обнаружить свою несостоятельность, прикрываясь показной уверенностью и решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
• Он готов давать оценки, но не готов оценить ситуацию и различные проявления жизни.
• Подросток хочет быть хорошим, стремиться к совершенству, но ненавидит, когда указывают на его недостатки, критикуют.
• Ему нужно проявить себя как личность, совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. Он жаждет самоутвердиться, но еще не знает, какими путями.
• У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда – множественность и непостоянство увлечений.
• В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и пренебрежение ей. Он стыдится своих чувств.
Вот оно – единство противоречий, которое характеризует переходный возраст. И сейчас, как никогда, ребенку нужны такт и понимание родителей.
Не быть сторонним наблюдателем
Родители не должны остаться за бортом переходного кризиса своего ребенка. Они не должны быть сторонними наблюдателями того, как еще неокрепший в личностном плане человек один на один борется с осознанием несовершенства мира. Нужно что-то делать.
ЧТО?
1. СТАРАЙТЕСЬ НЕ ПОТЕРЯТЬ АВТОРИТЕТ В ГЛАЗАХ СВОЕГО РЕБЕНКА
Делайте хоть что-то, что является предметом гордости в глазах подростка. Занимайтесь спортом, изучайте компьютер, слушайте современную музыку, ходите на концерты, делайте успешную карьеру и обязательно вникайте в хобби и интересы своего ребенка, не отделывайтесь пустым вопросом: «Как дела в школе?»
2. ПРОЯВЛЯЙТЕ ИНТЕРЕС К РАЗНЫМ СТОРОНАМ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Дети не прощают невнимания! Помните имена его друзей, обсуждайте с ним книги, которые он читает, музыку, которую он слушает, говорите с ним о его мечтах и планах…
3. ДРУЖИТЕ С РЕБЕНКОМ
Доверяйте ему свои секреты, рассказывайте ему о своих сложностях. Подросток должен знать, каким трудом зарабатываются деньги, как тяжело справляться с быстрым ритмом жизни и ее многозадачностью. Он должен осознать ценность вашего труда, но не почувствовать, что находится рядом с загнанной лошадью, неудачником или слабаком.
4. НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕ СВОБОДУ РЕБЕНКА
Свободу передвижений и выбора друзей, возможность приобрести трудовой опыт, осуществить проекты и мечты. Расскажите ему О ЖИЗНИ. Подростку горько осознавать, что его страшат требования взрослого мира, что это совсем не тот мир, куда он так рвется. Что, оказывается, он почти ничего не умеет и не очень-то хочет научиться, потому что не знает, как…
5. СОВМЕСТНО С РЕБЕНКОМ ПРИДУМАЙТЕ ХОББИ
Подростку очень трудно, энергия переполняет его, но это неуправляемая энергия, которая ищет выхода и применения. И если подросток не использует ее разумно (а это ему совсем не просто), то она обратится против него самого и приведет к драматичным последствиям.
6. ПОСОВЕТУЙТЕ РЕБЕНКУ ЗАВЕСТИ ДНЕВНИК
И подробно описывать свои эмоциональные состояния, размышления, события, личные промахи и достижения, подробно анализировать свои поступки, мысли, переживания. Вербализированные мысли помогут ребенку лучше разобраться в происходящем. Вербализация, подкрепленная визуализацией, – очень мощная техника в НЛП. Она поможет подростку переписать прошлое, регулировать настоящее и запрограммировать успешное будущее. Родителям стоит ненавязчиво поощрять ведение ребенком дневника. А для начала подарите ему красивую толстую тетрадь для записей и красивую, оригинальную ручку!
7. ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ НАЙТИ СПОСОБЫ СТАТЬ ЛУЧШЕ, СИЛЬНЕЕ, УМНЕЕ, КРАСИВЕЕ…
Например, активная работа желез внутренней секреции является основной причиной возникновения акне – угревой сыпи, которая так мучает подростков. Мучает не только физически, но гораздо больше – психологически. Большинство подростков не знает, что и как нужно делать, чтобы добиться желаемого результата – избавиться от прыщей. Ощущение беспомощности создает напряженное, взрывоопасное внутреннее состояние. Не считайте, что время лечит. Время в данной ситуации калечит психику. Посетите со своим ребенком косметолога и посоветуйтесь с ним, как решить проблему.
8. ИЩИТЕ У РЕБЕНКА ТАЛАНТЫ!
Решение проблем требует формирования новых подходов. Очень помогает использование творческих способностей. Человеку во время переходного возраста как никогда раньше требуется дальнейшее совершенствование и развитие имеющихся способностей. Или открытие в себе не известных ранее возможностей.