19  

В аэропорту нас встретила обладательница «телефонного» голоса. Вежливая женщина средних лет, наполовину австрийка, наполовину тайка, родившаяся в Бангкоке. Звали ее Дэн.

Я спросила Дэн, как называть принцессу: ваше высочество или величество?.. Она задумалась, посмотрела вдаль и сказала: «Высочество», добавив, что очень жарко, поэтому черную одежду можно взять с собой (?!).

Через два часа со всей съемочной группой (они подрядились делать фильм) мы оказались в знаменитом Королевском дворце, выстроенном в 1782 году, и храме Нефритового Будды, на правом берегу реки Прайи (Phraya river), разделяющей Бангкок на две части. Все парились в черном, и я оценила услугу Дэн, так как оказалось, что вначале мы осмотрим дворец и храм, а потом пойдем к принцессе.

Дворец и дворцовая территория поразили мужественной охраной, кучей народа в черном, роскошью, обилием золота, восточных башен и сказочных фигур, порой очень даже игривых, охраняющих покой короля и Нефритового Будды.

Наконец мы подошли к храму Нефритового Будды. Последний фактически парил в воздухе, очень высоко, под куполом храма. Снимать его было запрещено, но увиденный на открытках Будда меня поразил. Он переодевался! Зимой закутан в золотой плащ, неплохая одежда на весну и осень, а летом – как есть – обнаженный, с великолепным торсом. Просто гламур, да и только![4] Что-то насторожило меня в этом выполненном из цельного куска нефрита зеленом Будде в золотом плаще. Показалось, что азиатский бог решил над всеми посмеяться.

Часть II. Возмездие

Дэн окликнула нас: пора к принцессе. В последний момент всю группу отрезали, она исчезла. Мы с Дэн зашли к полицейской охране дворца на кухню, любезно предоставленную для переодевания. Уже через пять минут я и Володя оказались у золотых ворот другого храма или дворца, я точно не поняла.

Как из-под земли появился таец в белом мундире и проводил нас по ковровой дорожке в горе цветов. Вокруг на скамейках сидели люди в черном, справа и слева – буддийские монахи кружками. Все с любопытством уставились на нас. Офицер в белом попросил нас поклониться, что мы и сделали. Защелкали камеры прессы. Затем он попросил нас встать на колени и еще раз поклониться. Я удивилась, но мы подчинились. Уже на земле, присев по-восточному на ноги, я спросила у офицера шепотом:

– Что это?

Офицер: Воздание почестей.

Я: Нет, что это передо мной?

Офицер: Принцесса.

Я: В каком смысле?

Офицер (неожиданно перейдя на русский): Мадам, это поминки… (пауза) по умершей сестре короля…

?!

Когда мы вышли, вся команда дружно бросилась ко мне с вопросом: «Ну, как пообщались с принцессой?» – «Неплохо», – ответила я в глубокой задумчивости…

Вот тебе и «опытная», называется. Я забыла, что идея перерождения после смерти не позволяет буддистам использовать понятие смерти по отношению к ушедшим в мир иной, тем более членам королевской семьи. Все это объяснил на русском языке главный церемониймейстер короля, закончивший, между прочим, МГИМО.

Кстати, один из принцев Таиланда был женат на русской. Он прятал ее в Сингапуре, а в доме их потомков Chakrabongsa Villas на видном месте находится альбом 1903 года издания с фотографиями Николая II, царицы, его родственников и гостей, включая принца Таиланда, юного красавца.

Эпилог

Со страниц русского антикварного издания, исторически извилистым путем попавшего в далекий Таиланд, на меня строго взирали царские особы, облаченные по случаю маскарада в роскошные одежды. Я была полностью презираема ими, так как поступила скверно, не изучив чужестранного этикета. Не было мне прощения, чувство вины осталось бы, но меня спасло незримое присутствие Нефритового Будды. Горестно вздохнув, я перевернула последнюю страницу с изящной фигурой тайского принца на царском балу. И вдруг мне почудилось, что напоследок Будда ободряюще улыбнулся мне, мол, запомни: не суетись – и не будешь смешной, познай другого, и тебя тоже поймут. Вот так… Альбом закрылся, а видение исчезло, затерявшись где-то среди гостей русского царя.

FIN

FAQ

MalyshkaLo: «Познай другого, и тебя тоже поймут» – что вы хотели этим сказать?


Культурная компетенция – то есть знание обычаев, традиций, национальных особенностей людей, живущих в других странах, – позволяет вам очень быстро вызывать доверие к себе как иностранцу. Люди чувствуют уважение к иностранцу, который разбирается в их обычаях, религиях, ритуалах. В этот момент с их стороны возникает доверительная компетенция. Поскольку они вам доверяют, им становится интересно то, что вы говорите, о чем вы рассказываете, с какой целью приехали. С благодарностью за вашу компетенцию в ответ они проявляют живейший интерес к вашей личности. И начинают вас понимать.


  19  
×
×