56  

Три актера экологической пьесы

В данном разделе мы рассмотрим три крупные компании, оказавшие серьезное влияние на окружающую среду, хотя каждая по-своему. На примере DuPont, Wal-Mart и Timberland мы проиллюстрируем три возможные роли в пьесе о защите матери-природы: Новатор, Инвестор, Вдохновитель. Каждая фирма может выбрать для себя любую из этих трех ролей.

Новатор: DuPont

DuPont, известная компания, существующая уже более двух столетий, в последнее время кардинально изменилась: если раньше была самым злостным в США разрушителем природы, то теперь стала одной из самых зеленых современных корпораций[222]. Изобретатель нейлона, дакрона, люцита, кевлара, кориана, тайвека, тефлона и полимерной химии, навсегда изменивших жизнь людей, также является создателем фреона, которому приписывают образование дыры в озоновом слое над Антарктикой. Однако сегодня DuPont является одним из активистов Климатического партнерства США (USCAP). Компания потребовала принять законодательство, обязывающее корпорации использовать менее затратные методы производства, чтобы снизить выбросы парниковых газов в атмосферу. Предприятия самой DuPont с 1990 года до 2003-го уменьшили выбросы газа на 72 %, а к 2015 году намечено снижение еще на 15 %.

В дополнение к этим успехам по уменьшению загрязнения окружающей среды DuPont включает экологическую ответственность в свою ежедневную деятельность и в основную бизнес-модель. Особенно радует то, что из 29 миллиардов долларов ее полного дохода 5 миллиардов долларов получены за счет экологически рациональной продукции: это товары из сырья, добытого экологически безопасным способом, и энергосберегающие товары. Компания определила своей миссией не только замедлять нарастание проблем окружающей среды, для чего устраняет экологически вредное производство на своих предприятиях, но также создавать продукты, предотвращающие нанесение ущерба планете. Один из руководителей DuPont заметил: «Мои подчиненные уже знают: если идут ко мне с идеей какого-то нового продукта, то он должен иметь незначительное влияние на окружающую среду, а иначе я даже слушать не стану этого вдохновенного изобретателя!»

Компания DuPont служит примером экологического Новатора. Исполнитель этой роли изобретает или модернизирует продукты, способные сохранять окружающую среду, а не просто не наносящие ей вред и экологически чистые. Эти продукты восстанавливают уже пострадавшую природу и не вредят окружающей среде ни на стадии производства, ни после окончания срока их службы.

Новаторы не довольствуются постепенным обновлением – им нужны революционные инновации. С. Харт называет постепенное обновление признаком стратегий перехода к экологическому производству, тогда как революционные инновации – часть стратегий перехода к экологически чистому миру[223].

DuPont иллюстрирует роль Новатора благодаря постоянному использованию технологий для создания новых и лучших продуктов. Компания не стоит на месте, а постоянно развивается, чтобы соответствовать меняющимся потребностям и злободневным темам нашего мира. Когда в начале 1800-х годов могущество стран определялось ружьями и пушками, DuPont производила порох и взрывчатые вещества. В конце 1800-х, когда в военную моду вошло биологическое оружие, а могущество страны определялось количеством работающих на нее ученых и изобретателей, DuPont трансформировалась в химическую компанию, производящую синтетические материалы. Столетие спустя на передний план вышли глобальное потепление и защитники окружающей среды – и вот наша героиня вновь перерождается, теперь уже спасая природу тем, что производит энергосберегающие продукты.

DuPont создала несколько продуктов, призванных восстановить ущерб, уже нанесенный окружающей среде. Один из этих товаров, тайвек, используется для улучшения энергоэффективности. Биотопливное подразделение компании пытается повысить выработку этанола из зерновых культур, ищет более дешевый способ получения высокоэнергетического целлюлозного этанола и в партнерстве с British Petroleum производит новое высокоэнергетическое топливо биобутанол, на котором уже работают современные двигатели. Также компания применила материал кевлар, используемый в пуленепробиваемых жилетах, в производстве самолетов с пониженным расходом топлива.

Новатор обладает научными возможностями для улучшения экологии планеты, которые отсутствуют у Инвестора и Вдохновителя. Именно инновации сильнее всего воздействуют на окружающую среду, поскольку используются в глобальных масштабах и в течение длительного срока. Обычно на разработку этих продуктов уходят годы и даже десятилетия научных исследований, а также бесконечный поток инвестиций. Как и в случае любых других изобретений или инновационных проектов, результат непредсказуем. Поэтому, начиная крупный исследовательский проект, Новаторы идут на большой риск.


  56  
×
×