63  

Ф.Т. Барнум, 1876 г., из письма Сэмюэлю Л. Клеменсу (Марку Твену)

В 1841 году содержимое нью – йоркского музея Скуддера было выставлено на продажу, и Барнум отлично знал его предполагаемого нового владельца, поскольку это был он сам. Но существовала одна загвоздка – у него не было денег.

В те времена Барнум зарабатывал четыре доллара в неделю, составляя рекламные тексты для Bowery Amphitheater, их ему едва хватало, чтобы прокормить семью. Когда приятель поинтересовался, как же он собирается выкупить содержимое музея стоимостью 15 тысяч долларов и чем планирует расплачиваться, Барнум ответил: «Медью, мой друг, потому что ни серебра, ни золота у меня нет».

Меня всегда поражали смелость и даже откровенное нахальство, проявленные Барнумом в ходе сделки по покупке музея Скуддера.

Итак, Барнум был абсолютно уверен, что благодаря этому музею станет богатым и знаменитым. Оставалась самая «малость» – выкупить его.

Но как?

Решая этот вопрос, Ф.Т. Барнум приблизился к открытию очередной арены власти.

«Можете связать меня любым способом»

Барнум написал письмо с предложением о покупке музея и передал его лично в руки хозяину. И надо признать, это было самое креативное предложение в истории мирового бизнеса из всех, о которых я когда – либо слышал.

Короче говоря, Барнум попросил владельца, в прошлом коммерсанта по имени Фрэнсис Олмстед, продать ему здание музея вместе с содержимым в кредит. К этому Барнум добавлял следующее:

Выделите мне двенадцать долларов и полнедели для поддержания семьи – и если я когда – либо не смогу выплатить очередной взнос по кредиту, я освобожу помещение и потеряю все, что было уплачено до этого.

Но этим Барнум не ограничился. Далее следовало:

По сути, мистер Олмстед, вы можете связать меня любым способом так крепко, как только захотите, но дайте мне шанс выкарабкаться, вырваться из пут, и я либо сделаю это, либо все усилия, затраченные мной, будут тщетными, и все трудности, с которыми я столкнусь, будут пережиты мною зря.

Олмстед просмотрел рекомендации Барнума и потребовал хоть какой – нибудь залог (загнанный в угол Барнум предложил полученный еще в детстве в наследство никчемный «Остров плюща»; эту историю я уже рассказывал ранее). Предприниматели ударили по рукам и заключили сделку. Барнум осуществил то, что всем остальным казалось невозможным: купил музей вместе с экспонатами, заплатив за него не деньгами, а своим умом, искренним желанием добиться успеха и нахальством.

Однако его предложение сработало не только поэтому (да и история этим не закончилась). Дело в том, что Барнум всегда уважал людей, с которыми заключал соглашения, – явление, прямо скажем, не слишком частое ни в те времена, ни теперь. Барнум хотел заполучить музей, но он также хотел, чтобы в результате была довольна и вторая сторона сделки. Он стремился сделать так, чтобы переговоры привели к ситуации, выигрышной для обоих участников.

И ему это удалось.

Как Барнум сделал богатым Генерала Тома Тама

Став антрепренером Генерала Тома Тама, Барнум предложил ему зарплату 3 доллара в неделю. Вскоре гонорар артиста вырос до 7 долларов, затем до 25, а потом и до 50 долларов в неделю. Со временем Барнум сделал Тома Тама полноправным партнером, и они начали делить всю прибыль от выступлений Генерала поровну, что превратило обоих в очень состоятельных людей. А в 1870 году, когда Том Там отправился со своей молодой женой на мировые гастроли, где выступил 1471 раз, Барнум отдал ему всю прибыль от этого турне.

Понятно, что Барнум вовсе не обязан был так поступать. Он делал это по доброй воле. Он знал, что это мудрый подход, ведь, если работники будут довольны, они не уйдут от него и станут трудиться в полную силу. Так все и было. И Генерал Том Там, и большинство других его партнеров и сотрудников оставались с ним долгие годы, любили его и всегда относились к нему с большим уважением.

Очевидно, что, передавая все права и прибыль от выступлений Тому Таму, Барнум искренне считал, что к этому моменту заработал на нем все, что ему причиталось. Он предоставил Тому право и дальше продолжать свой путь преуспевающего артиста, но больше тот не должен был платить своему антрепренеру ни цента.

Почему Барнум увеличил гонорар Линд

Когда Барнум решил привезти Дженни Линд в Америку, он заложил все что мог и занял денег у всех, кто согласился ему их дать, вложив в этот проект все свои сбережения. Банкиры и друзья отговаривали его, убеждая, что его ждет крах, но он верил в репутацию великой певицы и оставался преданным своей идее. Проведя со «шведским соловьем» переговоры, он дал ей то, что она просила, – огромный аванс в 187 500 долларов – и все – таки привез ее в США.

  63  
×
×