183  

В известном письме он «признал», что приватизаци «возможно», была проведена «с нарушениями», а об инте ресах подавляющей части населения «приватизаторы», в по гоне за прибылями, «забыли». Теперь, дескать, настало вре мя и «о людях подумать».

Признавая «ошибки и ложь», Ходорковский предлага ет легитимировать итоги приватизации и заняться строи тельством «гражданского общества». Вырисовывается еле дующая схема информационной установки, проводимой ма нипулятором. А) Так как он «покаялся в содеянном», ег полагается «простить». Б) После чего следует дать ему воз можность снова «руководить процессом»: он ведь очень ум ный и ни в чем теперь уже не виноват – см. п. А). К том же он такой честный и объективный: не побоялся открыт признать ошибки и повиниться в них. В) А для того чтоб «руководить» ему было удобнее, его следует освободить наделить необходимыми рычагами власти.

Используя покаяние как манипуляцию сознанием, Хо дорковский одновременно «отмывал» свое воровское про шлое, легитимировал незаконную приватизацию и созда вал «информационное обеспечение» возможности будущ> го своего продвижения во власть.


Раздел 23 Отключение критического восприятия


Краткое пояснение


Критическая оценка получаемой информации – одна из важнейших функций интеллекта, своего рода иммунитет сознания. Отключение этой системы приводит к тому, что любая, в том числе неправильная и опасная, информация беспрепятственно попадает в сознание и остается там, «принимаясь к действию». Критическое восприятие есть та причина, по которой, собственно, и появилась манипуляция сознанием. Преодоление критического восприятия многократно повышает эффективность манипуляции. Поэтому процесс преодоления является исключительно важным и ответственным для манипулятора.

Собственно, все приемы манипуляции сознанием направлены на подавление или отключение критического восприятия реципиента. В данном разделе мы рассмотрим наиболее грубые и показательные примеры таких действий манипулятора.


23.1. Создание атмосферы шоу


Подробное описание


Атмосфера шоу – эффективное средство воздействия на сознание реципиента, направленное на подавление критического восприятия. Основная задача манипулятора в данном случае – создание атмосферы эйфории, праздника, феерии. Введение жертвы манипуляции в такое состояние создает эффект наркотика, отравляющего сознание. Положительные эмоции, свойственные празднику, «оглушают» жертву. Она становится из-за этих эмоций неспособна объективно оценивать информацию.

Попытка критического осмысления получаемой информации (в момент действия шоу) расценивается сознанием как попытка насильственного вывода из состояния праздника, эйфории. Сознание рефлекторно сопротивляется подобному «насилию», создавая ощущение нежелания выхода из состояния эйфории (своего рода аналог «ломки» у наркозависмых людей). Соответственно, реципиенту «не хочется», «лень» начинать оценивать полученную информацию с критической точки зрения – ему хочется, чтобы «праздник продолжался». Именно такого эффекта и добивается манипулятор: в подобном состоянии жертву манипуляции обманывать гораздо легче, чем в состоянии адекватной оценки (и, соответственно, критического восприятия) его информационных установок.

Отличительной чертой данного приема манипуляции является попытка создания праздничной, «опьяняющей» атмосферы, вместо трезвой и спокойной оценки информации.


События на Майдане Незалежности в Киеве, в ноябре – декабре 2004 года, ставшие кульминацией «оранжевой революции», показали, как надо создавать атмосферу шоу для достижения поставленных манипуляторами целей.

Основная цель использования шоу при манипуляции сознанием – отключение критического восприятия у объекта манипуляции. Яркое событие – концерт на площади, драка кандидатов в прямом эфире, разъезжающие по улицам города танки – все это должно ввести реципиента в состояние ступора, когда он смотрит на происходящее и видит только внешнюю сторону событий. Истинный смысл происходящего пусть и лежит на поверхности, но не вычленяется реципиентом из-за «оглушения» критического восприятия (здравого смысла) ярким, выходящим из обычных рамок событием (спецэффектами, 23.2).

  183  
×
×